«Волком по яйцам» — портативные игровые консоли позднего СССР

Игровая приставка в кармане советского школьника – это, прямо скажем, незаменимая вещь. Можно убить время в любой очереди, можно скоротать скучное путешествие в общественном транспорте, можно даже очень интересно провести занудный урок на задней парте.

И пока жители просвещённого Запада 80-х годов ХХ века растили «Покемонов», гоняли в электронный футбол и довольно весело проводили время, у выходцев из бывшего СССР были газеты и кроссворды. Компьютеры были большими, недоступными и непонятными штуковинами, а читать в очередях книги или газеты об очередной победе мудрой партии хотелось далеко не всегда.

К счастью, Советский Союз весьма пренебрежительно относился к таким незначительным с его точки зрения вещам как «лицензии», «патенты» и прочая мишура. Благодаря этому (а ещё, если верить легендам, всемогущему КГБ) во второй половине «восьмидесятых» в руках тогдашних школьников появилась омерзительно пищащая, но столь вожделенная игра «Ну, погоди!».

nupogodi12

Игра союзного значения

Если поедете в Японию и случайно встретитесь с сотрудником-старожилом из компании Nintendo – никогда и ни за что не говорите при нём о «Волке и яйцах». Ныне покойный Гумпэй Ёкои (Gunpei Yokoi), стоявший у истоков калькулятороподобной игровой приставки «Game & Watch», по слухам, регулярно впадал в ярость, когда вспоминал, как «злые советы» украли его детище. Разработанная в недрах японской компании, «игра не экране» то ли действительно благодаря проискам КГБ, то ли волею торговых представителей и немногочисленных выездных граждан попала в конструкторские бюро Страны Советов, где её развинтили, изучили, и стахановскими темпами наладили производство отечественных аналогов.

«Начинка» консолей серии «Game & Watch» была, можно сказать, примитивной – её легко скопировал технически отстающий СССР. Сегментированный ЖК-экран — если приглядеться, можно увидеть, что он содержит множество заранее установленных символов. Материнская плата и ПЗУ, с установленной на него единственной игрой. То, что в Японии было общедоступной ерундой, в Советском Союзе стало настоящим сокровищем. Кроме того, в портативную консоль входили две-четыре клавиши управления, в зависимости от игры. Кнопки выбора режимов – «игра 1» и «игра 2» были не везде, и, как правило, незначительно меняли сложность. Узнаёте? Всё это было скопировано подчистую.

Первые версии «советской игровой приставки» получились самыми знаменитыми. «Ну, погоди!» – примитивная поделка про Волка, который собирает яйца, катящиеся из четырёх лотков. Сопровождалось сие действие противным писком, вызывающим и сегодня зубную боль, а тогда казавшимся нам музыкой богов. Со временем яйца начинали катиться всё быстрее, и одновременно из разных лотков. Бытовал миф, что если набрать 100 или 999 очков, приставка покажет секретную серию мультсериала «Ну, погоди!», специально нарисованную для неё, и не предназначенную для ТВ.

Пиратская копия японской игрушки быстро разошлась по Советскому Союзу под брендом «Электроника», принадлежавшему Министерству электронной промышленности.

nupogodi14

Догоним и перегоним

К слову, игра «Ну, погоди!», является полной копией игры «Mickey Mouse MC-25». Советские инженеры даже не особо заморачивались с графикой – первая приставка должна была «прощупать» советский рынок на спрос со стороны покупателей. В оригинальной версии буржуйский Микки Маус стоял с плетёной корзинкой и ловил куриные яйца. Куриц было 4, две на первом этаже, две – на втором. При достижении 999 очков игра начиналась заново без какого-нибудь финала. Пропустив три яйца, пользователь проигрывал.

Скопировав электронную составляющую приставки, советские конструкторы столкнулись с другой проблемой – просто скопировать игры для неё было невозможно. Их, как минимум, нужно было перевести на русский язык, перерисовать графику… За дело взялись «Арзамасский Завод Радиодеталей», «Ангстрем», «Биллюр», «Микрон», «Октябрь», «Восход». Память платы содержала в себе примерно 50 статичных картинок – их было решено перерисовать. Кто сегодня вообще знает, что вместо игры «Nintendo EG-26 Egg» появилась «Электроника ИМ-13. Разведчики космоса»? «Переписанные» платы штамповались на заводах, и заключались в хорошо знакомые нам корпуса из металла и пластика. Советские граждане охотно расставались с 25 рублями – внушительной по тем временам суммой – чтобы ловить яйца, отбивать шайбы или путешествовать по космосу.

Всего с 1980 года по 1991 год Nintendo выпустила около десяти различных игр. Все они были подчистую скопированы в СССР. Граждане страны раскупили несколько миллионов приставок – практически все выпущенные тиражи – и требовали ещё. Заводской барьер преодолели уже к распаду Страны Советов. Пока одни стреляли из танков по дому правительства, другие сообразили, как работает и программируется 4-битный микропроцессор серии КБ1013. Технический прорыв ознаменовался тем, что на просторах свежеобразованного СНГ начали появляться игры, не имеющие западного аналога от «Game & Watch».

nupogodi1

Не Волком единым

«Ну, погоди!» была продана в количестве свыше 400 тыс. копий. Министерство электронной промышленности СССР почуяло золотую жилу, и заводы заработали в полную силу. Второй версией игры стала «Электроника ИМ-03. Тайны океана». Игра копировала «Octopus OC-22». У этой версии консоль осталось только две клавиши управления – «влево» и «вправо». Игроки выступали в роли водолаза, который должен был уклоняться от щупалец гигантского осьминога. Задача игрока – встать на освободившееся от щупалец место. Следующая конечность – следующее место, всего шесть раз, чтобы дойти до сундука с сокровищами и так же вытащить его на поверхность. На всё про всё три жизни. Со временем, скорость игры возрастала.

Следующая поделка – «Электроника ИМ-04. Весёлый повар» копирующая «Chef FP-24». Играть предстояло за повара, который в сумасшедших условиях должен был готовить еду. За его движения отвечали всего две кнопки. Сверху экрана кошки бросали различные ингредиенты, вроде сосисок и рыбы – снизу это добро поджидали кот и мыши. Задача игрока – собирать продукты, не оставляя их мышам. Наконец, в 1989 году «Электроника» выпустила сразу две игры. «Электроника ИМ-09. Космический мост» предлагала игроку двигать платформу, на которую прыгали парящие в невесомости космонавты. Мост должен был доставить их из ракеты в луноход. Платформа двигалась только по одной оси – налево и направо. Вторая игра, под названием «MG-09 Space Bridge», в целом была полной копией первой, только созданной для экспорта.

Среди других игр, выпущенных сумрачными советскими инженерами, были подобные однотипные развлечения. Позже, когда учёные научились менять структуру платы и код программы, начали появляться уникальные игры. Одной из них стала «Электроника ИМ-10. Хоккей». Процесс всё ещё напоминал «Ну, погоди!», но шайбы нужно было отбивать уже снизу. «Электроника ИМ-20. Воздушный тир» предлагала игроку стрелять по платформам сверху. «Электроника ИМ-23. Автослалом» превращала игрока в пилота болида, который должен был обгонять четырёх соперников на одной из четырёх трасс. «Электроника ИМ-27» представляла собой космический тир, «Электроника ИМ-50. Весёлая арифметика» предлагала сыграть за Незнайку, который отгадывает правильные ответы при сложении цифр.

Пожалуй, самой интересной советской «игрой на экране» стала «Электроника ИМ-26» со сменными экранами. Верхняя часть карманной приставки представляла собой простой картридж, а нижняя – органы управления. Впрочем, ни одной оригинальной игры для этой консоли так и не вышло. Наконец, для фанатов паяльника и микросхем завод «Октябрь» выпустил электронный конструктор «СТАРТ 7250». В комплект входило два дисплея, материнская плата, несколько кнопок, корпус и прочие мелкие атрибуты. Умелый игрок мог собирать себе игры собственными руками. Впрочем, программный код был предустановленным – поиграл в одну, разобрал, поставил другой дисплей. В общей сложности, «Электроника» выпустила более 30 различных карманных игр. Тем не менее, по-настоящему уникальных игровых продуктов на советском пространстве так и не вышло – несколько самобытных проектов остались невостребованными.

Читайте также:

Почему богатые люди – такие злые?

Нам нужна новая наука прогресса

Mi Band 4: чи вартий він своїх грошей?

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога