IT-отрасль в Украине является третьей по величине дохода, но первой по темпам роста среди всех индустрий страны. Особенностью национальной сферы информационных технологий является то, что она развивалась полностью самостоятельно. И такого не было ни в одной стране мира: Кремниевая долина в США строилась благодаря мощной поддержке государства (первый толчок дало Министерство обороны); Израиль создавал свои технологии после стимулирования правительством, так как это было связано с безопасностью страны. В Украине IT-сектор развивался 20 лет без поддержки государства. Зато сегодня благодаря частному IT-сектору страна может предложить миру широкие возможности по открытию центров разработок технологических продуктов. И около 100 международных компаний уже открыли R&D-центры в нашей стране.
Андрей Колодюк, глава Aventures Capital, предложил свои рецепты ускоренного развития технологического сектора.
Инвестиции за последний год
В 2017 году Aventures Capital проинвестировала 5 новых сделок, средняя сумма финансовых вложений составила порядка $500 тыс. Если на старте фонд инвестировал в проекты на стадии технологии с единичными клиентами, то в последние 2 года – в проекты с доходом $0,5-1 млн. Следует заметить, что Aventures Capital инвестирует только в украинские стартапы, которые работают на глобальных рынках. В большей части проектов фонд стал первым инвестором. Финансовыми партнёрами Aventures являются успешные предприниматели из США, Европы и Украины
В следующем году компания намерена инвестировать как в новые вертикали и технологии (AI / ML, Blockchain, IoT), так и устоявшиеся ниши (SaaS, Enterprise, екоммерс, marketplaces, сервисные компании и другие). В пуле активных переговоров — более десятка компаний, а в первой половине 2018 года фонд планирует закрыть 2-3 новые сделки.
Впрочем, если стартап не привлёк внешнее финансирование, он может развиваться за счёт собственных источников дохода: личные сбережения, займы от друзей или родственников, продажи первым клиентам. Кстати, порой такой метод оказывается вполне эффективным. Например, компания Grammarly, капитализация которой сегодня составляет порядка $500 млн и которая уже в ближайшее время может стать первым украинским «юникорном», только в этом году получила первый раунд инвестиций в размере $100 млн. До этого момента компания развивалась исключительно благодаря своим источникам дохода. По такому же пути пошёл стартап Paymentwall.
Фонд фондов
За последние 5 лет в Украине было проинвестировано около 400 инновационных компаний. Общая сумма инвестиций, согласно данным UVCA, составила чуть больше $400 млн. Казалось бы, это немало. Тем не менее, все венчурные капиталисты считают, что рынок стартапов не докапитализирован, и в первую очередь, в стране не хватает инвестиций в стартапы на ранних стадиях (Seed). Ведь значительная доля от общей суммы инвестиций — это несколько крупных сделок, которые кардинально повлияли на инвестиционную картину.
Ещё около 10 лет назад Андрей Колодюк предложил создать Фонд Фондов, который позволил бы существенно увеличить число стартапов. Модель «фонда фондов» используется последние 20 лет в большинстве стран Европы и мира, это отличный способ привлечь дополнительные деньги в венчурные фонды, которые уже работают в Украине.
Сегодня в Украине ежегодно заключается около 100 инвестиционных соглашений, поскольку денег на рынке мало и инвесторы вкладывают их очень осторожно. Фонд фондов даст возможность резко увеличить объём доступных денег и тогда возникнет конкуренция между венчурными компаниями, что, в свою очередь, простимулирует их чаще рисковать и вкладывать больше денег на ранних стадиях. Такой подход в корне поменяет инвестиционную структуру.
Ассоциация UVCA (Украинская Ассоциация венчурного и частного капитала) в течение года вела переговоры с международными институциями: ЕБРР, European Investment Bank и др.
«— Они выражают интерес к проекту Фонда фондов, потому что он использовался многими странами ранее для привлечения инвестиций, но все задают вопрос — в чём будет заключаться участие государства, кроме моральной поддержки? На встрече год назад Президент чётко сказал, что для такого фонда денег нет. Однако, международные инвесторы требуют минимального государственного финансового участия, что соответствует мировой практике. Если государство выделит хотя бы $10 млн, то это позволит привлечь около $500 млн инвестиций в Украину», — говорит Андрей Колодюк.
После прихода капитала в Украину, он будет реинвестирован в локальные венчурные фонды (около 10 существующих на рынке и новые) на конкурсной основе. На втором этапе капитал Фонда фондов объединяется с капиталом венчурных фондов (удваивается или даже утраивается) и инвестируется в IT-компании. Таким образом, общая сумма инвестиций составит около полумиллиарда долларов, а учитывая, что средний чек сделки в Украине — $500 тыс., дополнительно будут проинвестированы около 800 инновационных компаний на разной стадии, считает А. Колодюк.
21 июля 2017 года Ассоциация UVCA провела встречу с Премьером-министром Украины Владимиром Гройсманом. И одним из итогов встречи стала поддержка премьером проекта Фонд фондов на условиях государственно-частного финансирования. Однако в бюджете 2018 года деньги на этот фонд не заложены. Гройсман заверил украинских венчурных капиталистов, что «как только инвесторы принесут первые инвестиции — мы деньги найдём». В свою очередь, инвесторы, перед тем как вкладывать деньги, требует обязательного участия государства. В итоге получается замкнутый круг.
Украина как IT-офшорная зона
По мнению Андрея Колодюка, ещё одна возможность пришпорить развитие в Украине IT-индустрии — создать здесь офшорную зону для международных инновационных компаний. Два фактора, которые привлекут иностранные компании — низкие налоги и наличие хороших специалистов. Государство получит сразу целый пакет выгод. Во-первых, доходы компаний будут оставаться здесь, а не на Кипре или в Гибралтаре.
Во-вторых, сюда придёт международный бизнес. Представим себе бизнесмена в США, которые принимает решение, где ему открыть RnD-компанию: в Польше, Израиле или Украине. Вряд ли он пойдёт в Украину, при всех наших коррупционных и политических рисках, и потому выберет какую-либо из стран Европы. Так за счёт чего мы всё-таки сможем его сюда переманить? Только благодаря низким налогам. Если у иностранного бизнесмена будут финансовые стимулы, то многие компании пойдут в Украину, потому что здесь есть специалисты. Они не построят RnD-центр на островном офшоре, потому что там нет специалистов.
Сейчас Администрация Президента готовит законопроект, согласно которому IT-бизнес не будет облагаться какими-либо налогами, кроме 20% на вывод капитала. По сути, это амнистия тех процессов, которые наблюдаются сегодня только в серой зоне — ФОП, обналичивание и непрозрачные схемы порождают коррупцию. Если будет единственный налог — на вывод капитала — бизнес начнёт работать прозрачно. Для иностранного инвестора появится стимул основать RnD-центр, поскольку налоги нулевые и в стране есть специалисты. Подобный подход уже был опробован в Эстонии и других странах и вполне себя оправдал.
Основные вызовы для украинских инвестфондов и стартапов
С каждым годом вывод продукта на рынок становится всё более дорогим и сложным. Украинцам необходимо учиться продавать, потому что в стране уже довольно много школ программирования, но очень мало школ продаж.
«— С моей точки зрения, такие школы должны появиться в каждом коворкинге. Необходимо учиться различным компетенциям, и в первую очередь, — школам продаж. Потому что проект может быть сколько угодно хорошим, но если вы не смогли наладить машину продаж, то он не станет удачным», — уверен Андрей Колодюк.
Ещё одна проблема связана с тем, что в Украине до сих пор не появился орган в правительстве, который бы отвечал за работу IT-сектором. Об этом же, кстати, постоянно говорит глава Комитета по вопросам информатизации и связи Верховной Рады Александр Данченко. Мировой опыт говорит, что такой подход благоприятно влияет на развитие индустрии. В Дании даже создали должность «цифрового посла» для этих целей, а в Украине «воз и ныне там», сетует Андрей Колодюк.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: