Константин Карпалов, Needaschool.com — о CPA-рекламе, переходе в стартап и жизни за границей

С нашим сегодняшним гостем вы уже немного знакомы: Константин Карпалов рассказывал о том, насколько сложно (или просто) перебраться в Польшу интернет-предпринимателю и что там можно (или не стоит) делать; а теперь мы решили поговорить с ним не только о жизни, но и о работе — тем более, что за плечами у Константина есть опыт работы и в украинской компании Moneyveo (сейчас она активно рекламируется в интернете; пользователи видеосервисов наверняка не раз видели их пре-роллы в фильмах и сериалах), и в стартапе; вот обо всём этом мы и решили узнать подробнее:

— Расскажите для начала нашим читателям немного о периоде Вашей работы в Moneyveo.ua

В Moneyveo я работал с марта 2014 года по июнь 2015. Этот период был очень тяжелым для Украины и для бизнеса в целом — Майдан, АТО, скачки валюты и т.д. Я построил систему привлечения у удержания клиента с нуля. Так как я — сторонник высказывания «хочешь сделать хорошо — сделай сам», то большинство было сделано без привлечения агентств, а именно: PPC и CPA реклама, партнерские программы, рассылки и email-маркетинг, ценообразование, акционные программы, идеи видеороликов и баннеров, программы лояльности, анализ и оптимизация воронки продаж и многое другое. В итоге я прошел полный цикл от идеи и привлечения первого покупателя, до Big Data и оптимизации бизнес-показателей: LTV, Churn rate и Retention, CAC, MRR.

— Насколько знаем, Вы были среди участников iForum в этом году. О чём был Ваш доклад?

На iForum, как в принципе и на других хороших конференциях (SEMPRO, CPAday, CPA conference, семинары от «Ольшанский и Партнёры») я говорил, в основном, о таком трендовом явлении, как CPA — это реклама с оплатой за конкретное действие (продажа, заявка, установка приложения и другое). Мы очень активно используем каналы CPA и трафик вебмастеров в своей работе: каждая 6 продажа проходит через партнерский маркетинг. В своих кейсах я рассказал как грамотно работать с CPA-площадками, как избежать разочарования и получить максимальный результат.

— Что сподвигло Вас оставить работу в компании и затеять стартап?

В основном, безудержное стремление развиваться. Я понимал, что в Moneyveo я уже выполнил хорошую объёмную работу по привлечению и удержанию клиентов. Я до сих пор в хороших отношениях с командой и инвесторами, но мне нужно было что-то новое. Я люблю стартапы как минимум за то, что в отличие от системного бизнеса, это ходьба по краю ножа. Ты никогда не знаешь насколько ты будешь успешным завтра и будешь ли ты успешным вообще. В системной компании можно поработать десятки лет менеджером, задача которого ежедневно пересылать письма с согласованиями от старших менеджеров к исполнителям. Большие системные компании очень неповоротливы — “too big to die”, — поэтому инновациям там очень редко находится место. В стартапе каждый день — это что-то новое: технологии, поиск инвесторов, оптимизация решений, новые контакты.

— Что самое сложное было в запуске собственного проекта?

Самое сложное — риски, которые ежедневно давят с большей силой. И ресурсы: время от времени мы маневрируем между «работы так много, что не хватает рук», «идей так много, что не хватает инвестиций на их реализацию» и «времени так мало, что необходимо все структурировать и отложить 80% идей в бэклог».

Сначала мы придумали стартап с большой командой, множеством разнообразных функций. Потом посчитали время и деньги на реализацию такого проекта и решили выпустить MVP, сделать первые продажи и уже улучшаться поэтапно. Пока что получается и первое, и второе и третье.

Также нужно принимать, что время постоянно играет против вас — пока вы развиваетесь мир тоже не стоит на месте. Вопрос по большому счету в том, готовы ли вы развиваться быстрее или нет.

— Сейчас Вы живёте в Польше. Насколько быстро удалось адаптироваться к местному ритму жизни?

Всё верно, сейчас я проживаю в городе Вроцлав. Это — третий или четвёртый по величине город в Польше. Тут много студентов, отлично развит IT-сектор, очень много экспатов. Лично по моим внутренним ощущениям Вроцлав своей атмосферой мне напомнил немного Харьков, хотя внешне Вроцлав очень близок ко Львову. Самая большая сложность в коммуникации с государственными учреждениями. Но с другой стороны тут множество наших, особенно в IT-секторе и строительстве. Недавно мы познакомились с хорошими ребятами из Харькова, которые работают в недавно открытом офисе аутсорсинговой компании DataArt, также заходил в гости к Андрею Хорсеву и Алексею Иванкину из 908/Stickerpipe — у них прикольный офис, да и сами ребята по общению показались открытыми и дружелюбными.

Вообще, как мне известно, многие аутсорсинговые IT компании в этом году перевезли тысячи разработчиков в Польшу — Luxoft, Softserve и другие.

— Расскажите немного о вашем стартапе, который вы сейчас развиваете с британским коллегой: сфера деятельности, монетизация, какие-то особенности, которые отличают разработку от конкурентов

Стартап называется Needaschool.com. Это — маркетплейс для школ и учителей иностранных языков. Мы находимся на стадии разработки, уже выпустили MVP, сейчас заканчиваем основные модули и будем запускать масс-маркетинг и выходить на новые рынки. Монетизируемся мы на CPA-модели — школы и репетиторы иностранных языков платят процент за привлечённых нами студентов. Также доступны пакеты ежемесячной подписки.

В плане монетизации, наш подход — это создание «бизнеса с человеческим лицом», т.е. мы работаем над действительно гибкой моделью, в которой каждый найдёт своё место. Большие школы, типа Speak Up, смогут получить максимум студентов в рамках выгодного для них CAC; а небольшие школы и репетиторы смогут найти несколько новых студентов практически бесплатно. Также мы планируем создать несколько уникальных функций, которые будут полезны для нашей аудитории.

В идеале, наша цель — сделать посещение сайта ежедневные среди школ и учителей, для этого мы работаем не только над моделью привлечение студентов, но и над полезностью системы. Также мы сейчас ищем дополнительные инвестиции: на данном этапе мы готовы говорить и о посевных инвестициях, поэтому мы открыты к диалогу с частными инвесторами, инвестфондами и инвестиционными программами.

— Как обычно проходит Ваш рабочий день? Может, есть какие-то сайты, книги или даже повседневные ритуалы, которые Вас мотивируют?

Я стараюсь работать продуктивно, но я не люблю просыпаться рано. Обычно я начинаю в 10 утра и работаю над задачами, которые планирую для себя с вечера. В основном, я работаю по 8-9 часов, но иногда я могу так увлечься идеей, что 12-15 часов пролетают незаметно. Последние 2 года время я обращаю внимание не на то, сколько часов я отработал, а на то, сколько я сделал за отработанные часы.

Из сайтов я часто читаю Blog Imena.ua, DOU, AIN, польские издания Antyweb, Spidersweb, а также люблю узнавать что то новое на Coursera. Также я отписан от новостей всех своих контактов на Facebook — взамен этого я подписался на полезные блоги по маркетингу, разработке и стартапам. Поэтому даже полистать Facebook у меня получается с пользой.

Из личного: я не употребляю алкоголь, кофе, колу и газированные напитки и сплю по 8 часов в день — это позволяет жить с оптимизмом и противодействовать стрессу. Я могу с уверенностью сказать, что я действительно люблю свой образ жизни и каждый день приносит мне удовольствие.

— В процессе работы в нескольких компаниях Вы наверняка сталкивались с определёнными трудностями в решении рабочих задач или запуске новых услуг. Что помогает их преодолевать?

Нет таких сложностей, которые не могут решить вместе 3 человека: PM, CTO и инвестор 🙂 А на самом деле каждый день случаются какие то мелкие неприятности, но мы стараемся их решать по мере необходимости.

Конечно, как и многие, мы делим наши трудности на степень влияния на текущую ситуацию — есть blocked*ы, которые мы решаем ASAP, есть вещи, которые могут подождать.
Очень помогает преодолевать трудности человеческие отношения внутри команды — в Needaschool нет места крикам, зависти, гордости и хамству. У нас очень дружная атмосфера.

— Если не секрет, поделитесь рабочими планами на следующий год (в частности — в Вашем стартапе)?

В плане работы следующий год будет для нас основополагающим. Мы либо докажем свою профпригодность либо… а в прочем не хочу думать о плохом 🙂 В любом случае, мы делаем все, чтобы прийти к успеху и верим в свои силы. Поэтому я надеюсь в новом году от нас будут только хорошие новости.

В плане личностного развития я планирую продолжить свое развитие в качестве product manager, подтянуть некоторые технические знания и посвятить часть времени путешествиям, так сказать почерпнуть вдохновения.

— И Ваши пожелания нашим читателям, которые хотят запустить свой проект или бизнес

Прежде всего нужно иметь определенный запас средств к существованию, потому что стартапы — это не всегда весело и прибыльно: иногда для того, чтобы получить прибыль, нужно поработать несколько лет. И опять же, никогда не будет гарантий, что вы добьётесь успеха. В любом случае, даже после открытия стартапа никогда не останавливайтесь на развитии, ведь возможно, вам однажды придется вернуться на работу по найму — и вы должны быть полностью к этому готовы.

А если уже решились на этот шаг — продумайте вашу идею до мелочей, вы должны знать ответ на любой вопрос касательно вашей идеи, а этих вопросов у вас самих будет множество. И лучше запустить средний рабочий продукт и улучшать его ежедневно, чем никогда не выпустить идеальный.

 

В день выхода публикации выяснилось, что наш гость отмечает День рождения; поэтому редакция Blog Imena.UA поздравляет Константина и желает ему достичь всех поставленных целей в новом жизненном году.

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків