21 октября 2015 года — тот самый день из легендарного фильма конца 80-х ХХ века, когда Док и Марти МакФлай перенеслись в далёкое (по тем меркам) будущее. И нам кажется, что вместо перечисления изобретений, которые сбылись (и не сбылись) в этот день, нам стоило бы подумать над тем, что бы мы сказали Марти, не будь он героем вымышленной истории, а реальным человеком.
Привет, Марти. Как ты наверняка уже заметил, мы не слишком продвинулись вперёд. Да, у нас есть контроллеры, которые позволяют играть в игры, просто махая руками, ногами и головой. Да, видеозвонками никого не удивишь. Как видишь, некоторые циклы фильмов (вроде «Парка Юрского периода» или «Звёздных Войн») идут до сих пор. Но вообще-то мы крупно облажались, Марти, прости.
25 лет мы потратили самым бездарным образом — и у нас до сих пор нет автоматического транспорта на реакторах. Да что там: ни одной летающей машины! Нет, ну ты наверняка видел пару прототипов в красивых видео на таких плоских штуках. Эти штуки, кстати, называются планшетами, у вас в 1989-м таких просто не было, знаю. Нет, подожди, на них нельзя кататься, не делай этого. Это — как компьютер, только без клавиатуры. Да, люди просто тычут в экран пальцами — и так набирают текст, ты привыкнешь.
Прости, я помню, что тебе очень понравились самозашнуровывающиеся кроссовки и летающий скейт, но у нас нет ни того, ни другого. Нет, Nike выпустила кроссовки, которые точь-в-точь выглядят как в твоём фильме; но они не умеют сами зашнуровываться (хотя продавались по такой цене, будто умеют, но в 2015-м это называется «маркетинг»). И две компании попробовали показать прототипы летающих скейтов — но они столько стоят, что машина на обычном бензине с обычными колёсами всё ещё выглядит привлекательным вариантом. И вообще, знаешь, у нас тут лонгборды популярны до сих пор, и скейт-парки никуда не делись.
С куртками, которые сами сохнут, меняют форму, размеры и цвет, у нас тоже как-то не сложилось. Да ты сам посмотри: мы носим синтетику, сделанную в Индонезии, Пакистане и Китае. В Китае, Марти! И да — у них там до сих пор коммунизм, но вещи и электронику они научились делать лучше, чем в США. Уверен, Рэйган тебя о таком не предупреждал. Правда, мода у нас не такая дикая, как тебе показали в фильме: всё ещё можно носить нормальные джинсы, и никто тебе и слова не скажет.
С телекоммуникациями у нас тоже не очень: будок, которые были у тебя в фильме, у нас нет, уж прости. Кстати, таксофонами в 2015-м никто больше не пользуется; в США даже стали демонтировать их во многих мегаполисах. Теперь у всех есть вот такая штука — это смартфон, Марти. Нет, на нём не нужны кнопки, просто тыкни пальцем в экран. У нас даже дети в пять лет уже знают, что это такое. А вот что такое факс — уже почти никто не помнит. В фильме их была целая куча, правда? У нас ещё в каких-то офисах, может, найдётся парочка (хотя я в этом не уверен).
Марти, вообще мы все тебе немного завидуем. Ты даже не подозревал о том, что появятся бьюти-блоги 15-летних девочек и фэшн-блогеры (Марти, не спрашивай меня, что это — ты потом спать спокойно не сможешь), видеосервисы и Instagram (это такое место, куда все выкладывают свою еду, фото ног и книжек; не спрашивай меня, зачем, я тоже не могу понять, но эта компания получила миллиард долларов), изобретут селфи-палки (у нас тут люди массово фотографируют сами себя на телефоны и почти никому никогда не звонят; это очень печально, Марти). А ещё стало снова модно носить бороду, как будто ты — лесоруб на Аляске или байкер в Калифорнии. А нормальную Pepsi с сахаром никто не пьёт — только zero Coke, zero sugar. И все бегают, делая селфи (иначе тренировка не считается). А ещё мы перестали разговаривать друг с другом, Марти, и никто не знакомится на улицах: мы постоянно сидим, ходим, едем, едим и даже засыпаем, уткнувшись в эти прямоугольники со стеклянными и пластиковыми экранами, которые называются смартфонами. Так что передай Доку, чтобы в следующий раз он тебя закинул хотя бы в 2025-й — говорят, там будет немного веселее. По крайней мере, нам бы хотелось в это верить.