В последнее время, ввиду всеобщей «либерализации», сложилось обманчивое представление о том, что журналистом может быть любой человек, который более менее связно излагает свои мысли в письменном виде. С одной стороны, это поспособствовало появлению и увеличению количества блогов и различных медиаресурсов, с другой – скверно отразилось на качестве журналистики как таковой. Причём ухудшения коснулись не только молодых авторов, но и матёрых профессионалов, категорически не желающих усваивать новые практики.
Ситуация неоднозначная, но не критическая. Благодаря тому, что такие люди, как Катя Горчинская готовы поделиться профессиональным опытом и помочь приоткрыть всё ещё существующий занавес между отечественной и западной журналистикой, появляется надежда на верный вектор развития «науки письма».
Мы подготовили развёрнутый тезисный план о главных отличиях иностранной журналистики от привычных нам практик — на основе одноимённого мастер-класса Кати Горчинской в Press Club Belarus (г. Минск, Беларусь).
Stylebook
Это описание стиля, в котором выходит то или иное издание. Сюда входит: внешний вид статьи, наличие или отсутствие сокращений, сленга, принципы отбора рекламы и т.д. Эталоном принято считать stylebook от Associated Press.
Проверка фактов
То, чего больше всего не хватает в пост-советской журналистике. Любой материал должен быть подкреплён фактами (лучше, чтобы они были записаны на какой-либо носитель). Процесс весьма трудоёмкий, но его необходимость очевидна.
Авторство
К сожалению, нахальное «воровство» чужого материала по-прежнему имеет место быть в нашей журналистике. Подход к этому вопросу в зарубежных СМИ кардинально отличается: обязательное указание первоисточника, гиперссылки, подпись к фото и т.д.
Анонимные источники информации
Большинство иностранных изданий практически не используют анонимные источники, что затрудняет работу военкоров и журналистов, исследующих политическую ситуацию. Катя Горчинская советует:
«—Максимально правдиво описывать подобный источник, в то же время, стараясь не навредить ему».
Субъективная журналистика
Западные СМИ чётко разделяют журналистику фактов и журналистику мнений, которые никогда не пересекаются и публикуются в разных разделах издания.
Q&A vs интервью
Катя Горчинская называет интервью классического формата (вопрос-ответ) «журналистикой для ленивых», так как автор практически не обрабатывает полученные данные, не даёт читателю необходимый бэкграунд, факты и т.д. За рубежом формат Q&A используется крайне редко, при необходимости ознакомления читателя с чем-то новым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
The Nut Graph
Абзац, который раскрывает суть статьи и объясняет читателю зачем, собственно, появился весь этот материал. В постсоветской журналистике этот элемент статьи почти всегда отсутствует, хотя и является важным для оценки «с высоты птичьего полёта» и объективной подачи материала.
Каноны создания статьи
- Идея, с которой начинается работа над статьёй. Своеобразный фундамент всего материала.
- Если отсутствует фокусировка на главном, то даже полноценный лонгрид со множеством полезных данных и источников может показаться читателю непонятным.
- Даже устный план помогает в сортировке нужного и ненужного.
- Написание черновика.
- Вычитка и чистка текста помогает журналисту не упасть в грязь лицом перед коллегами и предоставить читателю лучшую версию своего материала.
- Редактирование материала.
«4 ведра»
«4 ведра» — термин, пришедший из американской журналистики, подразумевает, что для написания любой статьи необходимо собрать 4 вида материала:
- основной материал (события, цифры, цитаты спикера, факты);
- реактивный материал (опрос группы лиц, которых касается эта новость: мнения, альтернативные мнения, критика);
- энциклопедический материал (бекграунд всего материала, объясняющий читателю контекст происходящего);
- cool stuff bucket (детали и моменты, которые помогают максимально «очеловечить» статью).
Наполненность этих вёдер напрямую зависит от жанра статьи, и может сильно варьироваться.
Источник и фото: press-club.by