Тарас Полищук, TripMyDream: «В Украине до 90% людей ездят по путёвкам, хотим это изменить»

Новый год можно начать не только с новых планов, но и с новых маршрутов. Если вы ещё не выбрали, какую страну и город стоить посетить на Рождество, рекомендуем вам наш разговор с Тарасом Полищуком — сооснователь сервиса TripMyDream рассказывает, почему выгодно планировать путешествие онлайн, какие технологии лежат в основе проекта и для какой аудитории работает его команда:

Об идее создания

В своё время я и Андрей Буренок, мой бизнес-партнёр, решили создать вместе что-то принципиально новое, однако по итогам четырёх месяцев размышлений мы так и не смогли найти подходящую идею. Думали и об интернет-магазинах, и об онлайн-кинотеатрах, об игровых сервисах… Но вот 1 января 2013 года Андрей с супругой поехал кататься на лыжах и столкнулся в поездке со множеством проблем. Во-первых, им дали в аренду машину на летней резине, во-вторых, случайно заблокировали две банковские карточки и т.д. Тогда вечером за ужином он вдруг понял, что всё происшедшее — это сигнал о том, что нужно обратить внимание на сегмент путешествий (читайте наше интервью с Андреем Буренком — прим. ред.).

Вместе с ним мы проанализировали, какие есть проблемы в отрасли путешествий. Самая главная задача — поиск выгодных путешествий, это важно для каждого второго путешественника. И никто эту проблему до сих пор нормально не решил, поскольку она очень сложная и комплексная. Разве что компания Google запустила в США сервис Google Destinations, но по той релевантности, которую выдаёт сервис, можно сделать вывод, что он особо не развивается.

С технологической точки зрения мы ощущаем, что близки к финализации своего решения. Есть множество технических наработок, которые мы соединяем сейчас воедино в сервисе TripMyDream.

О продвижении и поиске инвесторов

Мы до сих пор развиваемся за свой счёт, основным инвестором является мой партнёр Андрей. А я уволился с работы в режиме full time и начал полноценно заниматься разработкой. В целом мы работаем над проектом уже 3 года.

Мы активно принимали участие в различных конференциях и конкурсах для стартапов, везде пытались пробиться. В феврале 2016-го мы попали в «десятку» лучших стартапов мира, и нас пригласили принять участие в финале конкурса в Швейцарии. По результатам финального питча мы выиграли номинацию лучшего тревел-стартапа мира с возможностью получения инвестиций до $500 тыс.

О планах развития

2016-й стал для нас переломным. Ещё в начале года приходили мысли закрыть проект, поскольку у нас не было подтверждения, что идея действительно «выстрелит». Всё это время проект держался лишь на нашей уверенности в том, что раньше или позже наш проект оценят. И лишь после нашей победы на конкурсе стартапов в Швейцарии мы поняли, что надо обязательно двигаться дальше. В итоге мы сформировали полноценную техническую команду из 8 человек — это специалисты с отличным опытом в «тревеле», которые хорошо знают все тонкости путешествий.

В этом году мы запустили первый в Украине метапоиск авиабилетов, который позволяет извлекать данные по перелёту для нашего сервиса TripMyDream. Кстати, такой метапоиск на текущий момент уже пользуется большой популярностью. Далее в планах — запуск функции поиска комбинаций отель+перелёт, и до конца следующего года планируем запустить ещё две новых услуги.

Также в наших планах — активное развитие рынка онлайн-путешествий, то есть, потребителей, которые для планирования поездок используют онлайн-сервисы. В Украине до сих пор до 90% путешественников ездят по турпутёвкам, и только 10% пытаются путешествовать самостоятельно, без помощи турагентств. Доля последних будет увеличиваться, и мы хотим ускорить их рост.

С технической точки зрения мы видим много возможностей в области искусственного интеллекта, в персонализации предложений для конкретного пользователя и будем технологически прорабатывать подобные направления. На текущий момент мы фокусируемся на украинском рынке, хотя сервис открыт для всех стран-соседей, и там также есть клиенты и продажи. В 2017 планируем выходить на западные рынки.

О технологиях

По сути, мы работаем с Data Mining, Web Mining, интеллектуальным анализом, но всё намного сложнее. Анализ данных — это уже второй этап, а на первом этапе информацию необходимо где-то получить. Сложность в том, что такой информации нет в едином стандартном виде, а кроме того, она быстро устаревает, буквально за сутки. Например, если вы планируете поехать из Украины на отдых, то получите порядка 50 млрд всяких вариантов отелей, перелётов, комбинаций первого со вторым и т.д. У нас огромная комплексная система, которая частично данные собирает в интернете, частично – у наших партнёров, а по недостающим данным мы используем прогнозные алгоритмы. Например, у нас есть информация по нескольким авиарейсам, по которым мы формируем расписание полётов, и если это регулярный рейс, то мы понимаем, что он летает по таким-то датам и в строго определённое время. Таким образом, из 10% мы восстанавливаем 100% данных и строим прогнозы.

Далее приходит черёд Data Mining: мы анализируем данные, делаем выборку. К примеру, есть бюджет $1 тыс., куда можно полететь? Допустим, есть прямой перелёт в Ереван плюс отель, а есть перелёт с пересадкой в Барселону и бюджетный отель. Система генерирует множество таких выборов, и в этом состоит её преимущество. Такого ещё никто в мире до нас не делал, что мотивирует двигаться дальше.

О монетизации

Принцип монетизации очень простой. Мы не берём деньги с пользователя, наша задача — предложить ему интересные варианты перелётов и бронирования отелей. Если ему нравится наше предложение, он покупает авиабилеты и бронь отеля у наших партнёров, а мы получаем комиссию. Особенность такой бизнес-модели в том, что зачастую цена при покупке через наш ресурс будет дешевле, чем напрямую. Это происходит по той причине, что если вы зашли напрямую к партнёру, то, скорее всего, вы — клиент, за привлечение которого они уже раньше заплатили. А если вы заходите через метапоисковую систему, то онлайн-агентства путешествий вынуждены конкурировать между собой. Ведь мы показываем стоимость сразу всех предложений, и они вынуждены сбивать цену.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Об аппаратной платформе

Мы используем целую серверную сеть. Часть серверов находится на площадке  хостинга в Германии — можно очень выгодно купить выделенный сервер б/у на аукционе. Скажем, каждый день заходить на их сайт и «ловить» дешёвые серверы, полностью принадлежащие клиенту по итогам приобретения.

Однако с точки зрения сетевого соединения, инфраструктуры и гибкости лучше использовать облачные сервисы. Мы используем 2 типа «облаков», одним из которых пользуются ещё несколько игроков из отрасли тревела (сервис базируется в Лондоне, с очень удобной и понятной инфраструктурой).

О ежемесячной аудитории

В среднем сайт посещают от 200 до 500 тыс. человек в месяц. Многие из них заходят ради нашего блога, в котором многие известные блогеры пишут о туризме. Но парадокс в том, что трафик посещения сайта никак не коррелирует с продажами. То есть, трафик может падать, а продажи – расти. Потому что есть разница между пользователем, который зашёл просто почитать статью и вдохновиться на будущие путешествия, а есть коммерческий трафик, который делают конкретные покупатели.

Наиболее горячий сезон для нашего бизнеса — в июле и перед Новым годом, однако самостоятельные путешественники планируют маршрут с большим запасом по времени. Например, я ещё осенью забронировал отель на майские праздники 2017 года. А летом потребители часто покупают лыжные туры. Но в целом наш бизнес постоянно растёт, и сезонность на него влияет не очень сильно. К тому же, активно развивается онлайн-туризм в целом, всё больше людей начинает доверять покупкам туров в онлайн-режиме.

Читайте также:

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Штучний інтелект змінить сферу туризму раз і назавжди

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Нужно сделать инфографику? Обзор самых простых и доступных способов