Шлем к поп-корну — Как виртуальная реальность изменит киноиндустрию

Виртуальная реальность сегодня ассоциируется у потребителя с грядущим бумом в индустрии видеоигр и развитием компьютеров нового поколения. Но почему-то мало кто задумывается, что данная технология – идеальное решение для кинематографистов.

Помимо потрясающих, реалистичных виртуальных миров и необычной вымышленной вселенной, которую хотят создать в Facebook на базе технологии Oculus Rift, виртуальные миры могут стать флагманом кинопроизводства завтрашнего дня. Ведь одно дело – смотреть на экран, пусть даже в 3D-очках, а совершенно другое – ощущать себя непосредственным участником разворачивающихся перед глазами событий. Если задуматься, то кроме напряжённого криминального боевика, где зрителю придётся буквально уворачиваться от шквального огня, нам будет доступен и восхитительный мир космической фантастики, и по-настоящему пугающий фильм ужасов.

Кроме Oculus Rift, рынок быстро пополняется всё новыми и новыми разработками в области виртуальной реальности. Samsung Gear VR призван составить конкуренцию шлему Facebook. Свои разработки вот-вот начнут продавать Sony, Valve и HTC. Вполне возможно, что к исходу десятилетия шлем виртуальной реальности появится на полке в каждом доме.

VRMovies1

«Columbia Pictures представляет»

Как обычно, кинематограф чуть-чуть опережает события. Устройства ещё на стадии разработок, а на недавно прошедшем в США кинофестивале Sundance уже показали первый фильм для шлема виртуальной реальности. Пускай ролик «Дикая: Впечатление» длится всего 3 минуты – восхищает он вовсе не актёрским талантом сыгравшей в нём актрисы Риз Уизерспун.

Главный «козырь» ленты – возможность наблюдать за происходящим с любого ракурса. Вот героиня идёт вдоль дороги. Стоит повернуть голову – и мы видим, как на обочине колышется трава. Всё, что происходит на экране больше не привязано к камере, и зритель может сам решать, куда ему смотреть. Технология открывает такие бездны возможностей перед кинорежиссёрами, что просто дух захватывает. Тем временем, разработчик шлемов Oculus открыл подразделение Story Studio, которое будет заниматься съёмкой короткометражных роликов исключительно для виртуальной реальности.

Комментируя использование виртуальной реальности в кинематографе, специалисты отмечают, что фильмам для шлема вовсе не обязательно быть блокбастерами. Можно, например, эффектно заснять закат на пляже. В любом другом формате это будет довольно скучный ролик – сидеть и 10 минут смотреть на заходящее светило. Однако, если перенести всё в виртуальный мир, то пользователь сможет, например, прогуляться по закатному пляжу, подмечая всё, что происходит вокруг. Здесь на дерево села птица, которую можно рассмотреть в упор, а она при этом не улетит. Там по песку скользит последний луч, ещё дальше на пляже плещутся волны. Подобные ролики можно делать о чём угодно, и они станут лучшим средством для снятия стресса.

Что касается игрового кино, здесь виртуальная реальность просто переворачивает само понятие «кинематограф». Как вам понравится возможность «прогуляться» по зоне боевых действий, когда пули пролетают сквозь вашу голову, а пыль, поднятая взрывами, буквально застилает глаза? Все объекты в фильме для виртуальной реальности изображаются в тех же пропорциях, что и реальные люди на улице. Диалоги из фильмов сразу же воспринимаются по-новому. Другая, не менее фантастическая возможность – смена ракурса. Вот «героический герой» спрятался за автомобилем и отстреливается от врагов. Пара нажатий клавиш – вы «отрываетесь» от него, переходите опасный участок и смотрите на происходящее со стороны «злобных злодеев».

VRMovies

Свет, камера…

Применение технологии виртуальной реальности в кинематографе сопряжено с теми же проблемами, что и использование технологии 3D. В первую очередь, это сложности в производстве киноматериалов для шлема виртуальной реальности. Поскольку зритель может, как минимум, вертеть головой, а то и бродить по месту действия, режиссёрам придётся подыскать средства для сокрытия студийного оборудования, которое обычно прячется за кадром. Чтобы зритель мог повертеть головой – кстати, не факт, что он воспользуется такой возможностью – студии придётся снимать буквально всё вокруг. А для подавления недоверия к происходящему Голливуду придётся снимать фильм «со всех сторон». Да, вот здесь герои и злодеи стреляют друг в друга – но что происходит в десяти метрах? А там, наверняка, должны разбегаться в стороны зеваки, мчаться полицейские машины, бежать на помощь рыцари-джедаи и взрываться вертолёты. И всё это требует соответствующего бюджета.

С другой стороны, виртуализация кинематографа подстегнёт развитие технологий. Например, бельгийская студия визуальных эффектов Nozon сначала создаёт качественный 3D-мир, а только потом «снимает» фильм, действие которого полностью проходит в нём. В таком «жанре» оборудование для киносъёмки вообще не нужно. Впрочем, для съёмок в реальном мире, как показал опыт американского телеканала Vice News, нет ничего невозможного. Не так давно этот канал провёл первый в истории репортаж с места событий – во время массовых протестов в Нью-Йорке – снятый специально для устройств виртуальной реальности. Но тогда представители прессы и не пытались никуда спрятаться от всевидящего глаза камеры.

Специалисты в один голос утверждают, что назначать дату премьеры первого фильма в виртуальной реальности всё ещё рано. Нужно подождать технологического скачка. На текущем этапе развития виртуальная реальность может предложить лишь глубокое погружение в фильм. Интерактивность придёт значительно позже – когда Голливуд решит проблему создания динамичного сюжета, который будет развиваться вне зависимости от действий зрителя. Даже если ограничить выбор пользователя ключевыми сценами, его всё равно придётся как-то направлять. Здесь кинематографистам наверняка пригодится опыт разработчиков видеоигр, которые уже давно овладели искусством ненавязчиво подталкивать геймера к ключевым сюжетным точкам.

VRMovies2

В любом случае, у технологии виртуальной реальности в кино есть огромный плюс. Зрители сами хотят её, в отличие от 3D, которое активно навязывают киностудии. Так что выдача на входе в кинозал шлема виртуальной реальности скоро станет таким же привычным делом, как поп-корн и стереоочки.

Читайте также:

Вплив високих технологій на сучасне мистецтво

Создатели vs. Инфлюенсеры

5G грядёт: всё, что нужно знать о новом поколении мобильной связи

Історія віртуальної реальності з 19-го століття по наші дні