В связи с резким ростом числа автомобилей в городах проблема загрязнения атмосферы выхлопными газами приобретает всё большую остроту. По примерным оценкам, за сутки автомобиль может выделять до 1 кг выхлопных газов, содержащих оксиды углерода, серы, азота, угарного газа и сажи. Во многих городах выхлопные газы автомобилей составляют 30%-50% в общей массе загрязнения воздуха. Отметим, что оксиды азота чрезвычайно токсичны, и примерно в 10 раз более опасны, чем угарный газ. А бензопирен и сажа представляют собой сильные канцерогены.
С целью снижения степени загрязнения воздуха городские власти обычно пытаются максимально использовать электротранспорт: трамвай, троллейбус, метро. Среди легковых транспортных средств свою нишу начинают отвоёвывать электромобили, в том числе, в качестве такси. В нынешних экологических реалиях их эксплуатация становится выгодной. Электрокары-такси уже активно используются в Испании, Нидерландах, Великобритании, Германии, Китае. Мэрия Нью-Йорка планирует к 2020 году заменить треть парка такси электромобилями. В Киеве год назад стартовал проект такси на базе электрокара Nissan Leaf, который, несмотря на скептицизм конкурентов, успешно пережил зиму и даже увеличить парк автомобилей.
Параллельно с государственными инициативами свою лепту вносят и частные компании. Так, благодаря программе Blu Planet For Meetings каждая конференция или автомобильная презентация в отелях Radisson Blu превращается в ЭКО-мероприятие. Отель автоматически компенсирует углеродный след каждого собрания в рамках проекта защиты окружающей среды вместе с First Сlimate, одной из крупнейших в мире компаний по компенсации выбросов углерода. Об этом, а также новейших трендах на рынке электромобилей шла речь на пресс-конференции E-CAR HUB II. GALA, которая недавно состоялась в Киеве.
Несовершенное совершенство
Электромобили, на первый взгляд, — идеальное транспортное средство как для города, так и для страны в целом. Помимо нулевого выброса выхлопных газов, они очень недорого стоят в эксплуатации: на 100 км пробега полноценная «легковушка» тратит от 12 до 16 КВт-ч энергии, таким образом, себестоимость одного километра пробега составляет всего 20-30 коп. Кроме того, здесь не нужно каждые 10-15 тыс. км менять масло, фильтры, а также регулярно проходить техосмотр для контроля состояния ремня ГРМ, клапанов, и т. д. Это дополнительно снижает эксплуатационные расходы. Батареи обычно служат около 10 лет, после чего их можно использовать ещё 10 лет в домохозяйствах в качестве источника бесперебойного питания.
И всё же, несмотря на множество преимуществ, электромобиль в ближайшие годы не станет массовым транспортным средством. В 2016 году в мире было продано свыше 306 тыс. электромобилей от 20 различных производителей, среди них — 27,15 тыс. Nissan Leaf, 22,3 тыс. Tesla Model S, а также 19,1 тыс. китайских BYD. Мировой прирост продаж составил 50%. В Европе за прошлый год было продано почти 99 тыс. машин, правда лидеры рынка — другие. Так, более всего европейцы покупали электрокары Renault Zoe (11,8 тыс.), Mitsubishi Outlander PHEV (11,2 тыс.) и Nissan Leaf (10,9 тыс.). В Украине в прошлом году число зарегистрированных электромобилей достигло 1602, что в 2,5 раза выше результатов 2015 года, а общее количество таких машин превысило 2800. Примечательно, что украинский парк электроавто на 90% состоит из машин Nissan Leaf. В целом, доля электрических ТС составила примерно 0,4%, что совпадает с мировыми показателями.
Несмотря на стремительный рост, электромобили пока остаются нишевым продуктом. Причин здесь, как минимум, две: техническое несовершенство батарей и неготовность инфраструктуры для эксплуатации электрических машин. Подавляющее большинство таких машин сегодня способны проехать без подзарядки всего 150-200 км, причем в тёплый сезон. Зимой пробег сокращается примерно на 30%, до 100-130 км. Исключение составляет разве что Tesla Model S, у которой автономный пробег достигает 500 км, но и цена — соответствующая. Более того, ситуация осложняется тем, что некоторые электрокары, несмотря на заявленный нулевой выброс CO2, на самом деле не могут обойтись без солярки или бензина. Renault Kangoo Z.E. использует зимой печку на дизельном топливе для обогрева салона, чтобы экономить заряд батарей. И хотя, по данным производителя, 10 литров солярки хватает на месяц обогрева салона, но факт остается фактом — с печкой на солярке машина уже превращается в некое подобие гибрида.
В модели RangeExtender присутствует 2-х цилиндровый 0,65-кубовый бензиновый двигатель мощностью 34 л.с., который заряжает батареи, тем самым увеличивая запас хода до 300-340 км. пробега. Вместимость бака — 9 л. На украинской таможне BMW i3 RangeExtender расценивают как автомобиль с гибридной силовой установкой и оформляют с соответствующими таможенными пошлинами (на самом деле это – Plug-in Hybrid Vehicle, то есть, подключаемое гибридное ТС. В таких авто основным источником движения является именно электродвигатель, в отличие от обычных машин-гибридов, где электродвигатель играет вспомогательную роль).
Впрочем, разработчики элементов питания не стоят на месте — новые версии єлектроавтомобилей уже поставляются с более ёмкими батареями, в которых пробег увеличен почти в 1,5 раза. Но даже если инженерам удастся создать компактные аккумуляторы, обеспечивающие запас энергии, скажем, до 100 Квт-ч и, соответственно, пробег до 800-900 км без подзарядки, это не станет кардинальным решением проблемы.
Проблемы с инфраструктурой
Электричество – не бензин, из канистры его быстро не зальёшь. На зарядку 22-киловаттной батареи уходит порядка 12 часов при подключении к обычной домашней электросети, около 1,5 часа при использовании устройства ускоренной зарядки на специальных станциях (мощность 22 КВт) и 30-50 минут – при условии применения станции типа Fast Charger (мощность 43-90 КВт). з0 минут на подзарядку – это немного, как раз хватит времени, чтобы выпить кофе и перекусить. Но при условии, что на АЗС нет очереди. А если перед вами стоит ещё несколько машин для зарядки? Тогда пауза в дороге может превратиться в катастрофу, если вы куда-либо спешите.
Европейская статистика свидетельствует, что владельцы заряжают свои машины дома 1-2 раза в день, в городе на парковках возле супермаркетов или кинотеатров – от 1 до 5 раз в неделю, и от 1 раза в неделю до 1 раза в год – на супербыстрых зарядных станциях на автомагистралях. Но только 2% станций в Европе относятся к категории супербыстрых. Остальные обеспечивают более медленную зарядку. Поэтому поездка на большое расстояние может превратиться в череду регулярных остановок на 1-1,5 часа через каждые 150-200 км.
Электромобили таки завоюют рынок, но не сейчас
По мнению аналитиков Blumberg, до 2022 года будут расти продажи как автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВЗ), так и машин с гибридной силовой установкой и полностью электрических. Однако, далее доля авто с ДВЗ начнёт плавно снижаться, хотя вплоть до 2040 года она всё ещё будет превышать 50%. Машины с гибридной силовой установкой достигнут своего пика в 2030 году, после чего будут стремительно вытесняться электрическими ТС. По прогнозам, к 2040 году доля электромобилей достигнет 35%.
Кстати, рост количества электромобилей обусловлен не только заботой об экологии, но и фактором исчерпания нефти. По оценкам экспертов, именно сейчас рынок переживает пик добычи. Далее каждый баррель будет даваться всё сложнее и дороже. Объём нефтяного рынка пойдёт на спад, и через 30 лет мировая добыча нефти и спрос на неё снизятся в несколько раз.
Снижение стоимости батарей и переориентация автомобильной индустрии в целом на электромобили позволит достичь более полного технического совершенства одновременно с удешевлением. Оба фактора станут в итоге важнейшим драйвером этого сегмента авторынка.
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО: