Любая современная видеоигра может быть создана без участия дизайнера, без специалистов по программированию, без художника, без актёров озвучивания… Игру сегодня, благодаря доступности языков программирования может создать каждый. Единственное, без чего не может существовать ни одна игра – деньги.
И даже если разработчик всего один, и свою игру он создаёт в свободное время, и даже не собирался её никому показывать – рано или поздно, она попадёт в интернет, придётся по вкусу паре-тройке людей и нужно будет разрабатывать вторую часть. Круг замкнулся – где брать деньги?
Так как же бороться за своё место под солнцем, скажем, молодой и никому не известной команде целеустремлённых разработчиков, независимой студии или даже группе крутых ветеранов индустрии? Откуда брать финансирование – из своих карманов? Залезать в долги? Привлекать продюсеров, которые выдвинут ряд своих требований, убивая вашу идею? Тут-то разработчики и прибегают к коллективному финансированию.
Круговорот денег
«Коллективное финансирование» — это система добровольных пожертвований одних людей на задумки и проекты других. Самыми известными и эффективными площадками коллективного финансирования в мире являются являются KickStarter и Indiegogo.
Несмотря на то, что эти платформы появились не так давно – например, Kickstarter запустился в 2009 году – они сильно подтолкнули стремительное развитие системы коллективного финансирования как такового. Помимо сбора средств, сайты гарантируют минимальный уровень мошенничества, так что с их помощью любой самородок может, не влезая в долги, профинансировать создание своего проекта – будь то революционная яйцерезка с дистанционным управлением или новая игра, на которую по той или иной причине не хотят обращать внимание крупные игровые издательства.
Если говорить об индустрии видеоигр, то именно благодаря финансированию, полученному через Kickstarter, свет увидели такие популярные игры как Broken Age, The Long Dark, Aegis Defenders, Woolfe – The Red Hood Diaries и множество других. Ничего удивительного, что таким источником финансирования довольно быстро заинтересовались игровые разработчики с именем.
Так плохо, что хорошо
У коллективного финансирования есть и «тёмная сторона». Простой пример: одним из самых известных проектов, получивших финансирование на Kickstarter, стала игра Wasteland 2, созданная самим Брайаном Фарго. Этот человек некогда подарил игровому сообществу легендарную ролевую игру Fallout и выступал соавтором культовой Baldur’s Gate. Репутация вкупе с довольно скромными запросами – а выходя на Kickstarter, Фарго попросил «какие-то» $900 тыс. – обеспечили разработчику баснословные $2,9 млн. Игра довольно быстро завоевала популярность, фанаты старательно следили за процессом разработки. Увы, знаменитое имя не гарантировало качества – мало того, что игра вышла забагованной донельзя, так ещё и, мягко говоря, не совсем удачной.
Схожий результат продемонстрировала и известная компания-разработчик Obsidian Entertainment: попросив $1,1 млн, собрала почти $4 млн. Выпущенный ею проект – Pillars of Eternity – и игроки и обозреватели встретили без энтузиазма. Да, в духе старой школы, да, неплохо — но на что вы потратили $4 млн.? С другой стороны, оба проекта собрали гораздо больше заявленных сумм, а значит, их авторы так или иначе добились поставленных целей – создать игру, которая их обогатит.
Ирония ситуации заключается в том, что коллективное финансирование сегодня, воспринимаясь как альтернатива «ширпотребу» – что в игровой индустрии, что в потребительском секторе – по факту часто выдаёт откровенно посредственные продукты. Всё, что обеспечивают сервисы коллективного финансирования, — это гарантия, что выделенные вами средства не пойдут в карманы мошенников. Однако разработчики, по сути предоставленные сами себе, над которыми не стоят директора корпораций и менеджеры отделов, частенько выдают продукт среднего уровня, созданный кое-как – чтобы вкладчики не обвинили их в бездействии и транжирстве доверенных денег.
Неоправданные ожидания
Независимые разработчики тоже частенько грешат халатностью. Например, компания Winterkewl Games, собиравшая на Kickstarter деньги на проект Yogventures!. Разработчики пообещали создать игру с открытым миром по мотивам широко известного канала на YouTube – Yogscast, и просили на это скромные $250 тыс. От щедрот геймерских им “отсыпали” почти $570 тыс. Вот он, рай для разработчика – ни в чём не нуждаешься, сидишь и работаешь. Тем не менее, проблемы сопровождали этот проект с первого дня разработки. Winterkewl Games составили хорошую смету, но не наняли ведущего программиста и не заключили контракт с графическим художником. В итоге малейший контроль над разработкой был ими утерян. В коллективе началась неразбериха, задачи не выполнялись, денежный запас стремительно истощался. Сегодня проект Yogventures! заморожен, а пользователи, пожертвовавшие свои деньги всё ещё ждут чуда. А релиз, к слову, был назначен на декабрь 2012 года.
Стоит упомянуть и довольно свежий проект Godus от культового разработчика Питера Молинье – автора целой серии потрясающих игр, среди которых нашлось место и тактическим стратегиям, и «менеджеру» парка развлечений, и даже симуляторам бога. Проект собрал $523 тыс., но (прямо скажем) лучше бы не выходил вообще. Игра, создаваемая для мобильной электроники и стационарных компьютеров, оказалась халтурой, которую может «на коленке» собрать любой школьник. Не смотря на то, что Молинье по-самурайски взял вину за провал на себя, пользователи, поверившие в него, не получили никакого возврата средств. Да, это очень плохая игра – но вышла же! Значит, никакого мошенничества нет, just business.
Несомненно, стремительное развитие коллективного финансирования в мире и, как следствие, — появление соответствующих интернет-ресурсов, дало новый толчок развитию как игровой индустрии, так и тысяч других проектов. Отныне самая смелая задумка, самая дерзкая игра получает шанс на финансовое обеспечение. Теперь нам нужен какой-то новый проект – который будет коллективно заниматься контролем качества и следить за тем, чтобы «попрошайки» выдавали хоть мало-мальски приличный продукт.