Тема недели: Куда пойдут украинские «информационные войска»?

Министерство информационной политики Украины объявило о создании «информационных войск». Что это — попытка дополнить анонсированное международное телевидение соответствующей «армией» интернет-блогеров или просто «распил» бюджета под создание «украинского Ольгино»?

Как это сделано за рубежом

Screen Shot 2015-02-25 at 11.09.24

Подразделения по борьбе с террористами и киберугрозами есть в любой уважающей себя спецслужбе мира. США, Израиль, Великобритания, Германия, Япония, Китай преуспели как в разработке собственных решений, так и в содействии зарубежным спецслужбам в отслеживании преступников в интернете. Впрочем, высокий уровень технической защиты, сетевой инфраструктуры и практической подготовки ІТ-специалистов в спецслужбах не помешал в своё время Сноудену и Ассанжу обнародовать то, что должно было быть скрыто от всеобщего обозрения.

Массовое привлечение рядовых исполнителей к противодействию хакерам или форматам определённой интернет-цензуры можно вспомнить разве что в КНР. В США и в Британии процесс модерации контента, блокирования троллей и мониторинга сайтов — закрытый, основанный на автоматизации и работе искусственного интеллекта (а не на сотнях платных и бесплатных «добровольцев», стучащих по клавишам).

Изучая опыт страны-агрессора

Screen Shot 2015-02-25 at 11.11.15

Украинские чиновники из правительства и смежных информационных ведомств (получивших в народе звание «МинСтець» в честь фамилии министра) явно решили изучить опыт РФ в плане использования «армии ботов» в комментариях на сайтах и в соцсетях. В Рунете уже выходило несколько материалов на тему того, как работают «офисы в Ольгино» над созданием целых тематических интернет-СМИ, посвящённых событиям в Украине и во времена Евромайдана, и в период аннексии Крыма, и сейчас, в ходе войны на Донбассе.

Сообщества, паблики в соцсетях, группы и отдельные аккаунты, огромное количество ботов в Twitter и Facebook, платные комментарии, “нагон” определённых комментариев под видео и фото, тиражирование фраз из политических методичек в микроблогах — лишь малая часть того, чем каждый день занимаются вполне реальные сотрудники вполне реальных офисов в Москве и некоторых других российских городах.

Фейки, провокации, вбросы, фотомонтаж, нарезки видео, дезинформация пользователей интернет-сервисов и социальных медиа стали эффективным (хоть и крайне примитивным и легко вычисляемым) «оружием» в современной информационной войне. Раньше делали листовки и плакаты, создавали героические образы и призывы — теперь же достаточно просто запостить немного обличающих комментариев и пару видео о «карателях» и «хунте».

Нужно сказать, что в медиа-рупоры российской пропаганды — RT, Lifenews, «Россия 1» — вкладываются немалые деньги, потому как на интернет-пользователя в РФ в первую очередь всё равно влияет телевизор и подаваемая там информация. Гениальный в своей простоте и нахальстве эксперимент в «Одноклассниках» показал, что никто из подавляющего большинства российских интернет-пользователей старше 40 лет и не подумает проверять, действительно ли Саша Грей была медсестрой в армии ДНР. «Скормить» и зрителям, и пользователям соцсетей можно фактически всё.

Что хотели и что может получиться

Screen Shot 2015-02-25 at 10.41.32

Видимо, посмотрев на эту информационную вакханалию и тотальное загромождение мозгов обывателя набором интернет-штампов и повторяющихся посылов («каратели — хунта — укропы — распятые мальчики — негры на танках — камни-русофобы») — так вот, посмотрев на всё это, украинские чиновники решили, что неплохо бы обзавестись своим «анти-Ольгино». Тем более, что социальные медиа хорошо себя зарекомендовали в ходе Революции Достоинства.

Для вступления в ряды информационных войск от пользователя требуется зарегистрировать в системе свой адрес электронной почты, на который ежедневно начнут поступать те или иные задания (какие конкретно, стало известно лишь в конец дня вчера — судя по всему, от «воинов интернет-армии» хотят, чтобы они создавали проукраинских ботов для дальнейшего распространения информации с их помощью).

Откуда «ноги растут» у этой идеи? Можно высказывать разные предположения, но мы решили просто посмотреть на людей, которых в Министерстве информполитики назначили советниками. Среди них — журналист и медиа-деятель из Великобритании, некий известный блогер из Грузии, неоднозначный по адекватности своих высказываний депутат Верховной Рады и Киевсовета, украинский стример и… сотник «Женской сотни» Самообороны Майдана.

Ни одного представителя интернет-провайдеров, ни одного представителя коммуникационных компаний, никого из числа людей, организовывавших и поддерживавших «ІТ-палатку» на Майдане Независимости зимой 2014 года. Есть человек с театральным образованием, но никого — с практическим опытом коммуникаций и антикризисного PR в интернете. Это — уровень дискуссии, который, очевидно, чиновники Мининформполитики хотят задать для всего общества касательно противодействия агрессору в информационном поле. Или всё-таки нет?

Казус «русского» сервиса рассылок, который интернет-пользователи обнаружили при попытке зарегистрироваться участником «информационных войск» — ещё одна «ложка дёгтя» в происходящем. Такое впечатление, что кто-то с самого начала решил совершить побольше репутационных ошибок, чтобы по максимуму испортить впечатление от неплохой в целом инициативы информационного противодействия.

Кстати, нет ясности и в том, как армия ботов и пользователей будет (или не будет) связана с телеканалами Ukraine Today / Ukraine Tomorrow, которые собираются создать под эгидой Министерства информполитики. Ведь именно комментарии к видеоконтенту на платформе YouTube и на связанных сайтах зачастую становятся основным «полем битвы» для прокремлёвских троллей.

В то же время, параллельно с государственной инициативой «информационных войск» запустился проект «Народная разведка», посвящённый сбору и систематизации данных о дисклокации террористических группировок ДНР/ЛНР на территории Украины. И в свете текущей ситуации на фронте война реальная (и содействие силам АТО) выглядит куда важнее, чем война виртуальная. Особенно, если учесть, какими методами намерены бороться «войска» из интернет-комментаторов «МинСтеця».

Вместо выводов

Мало просто объявить о создании некоей «армии добра» в интернете. Если вдуматься, то на каком-нибудь Reddit, 4chan или Лепре такая «армия добра» создаётся едва ли не ежедневно (хотя цели у сообщества ничего не прощающих «анонимусов» далеко не всегда благие). Означает ли это, что «двачеров» или «реддитеров» можно использовать и координировать в интересах определённого правительства? Скорее нет, чем да.

Пока мы наблюдаем попытку чиновников старой генерации приспособиться к новым реалиям, поднимая «на щит» распиаренные имена среди молодёжной аудитории и своеобразной Facebook-тусовки. Проблема в том, что ни эти имена новоиспечённых советников, ни эти (откровенно говоря — примитивные и сравнительно легко блокируемые) технологии «посева» определённой информации ни о чём не говорят людям.

Речь идёт о тех, кто давно и основательно занимается интернет-технологиями: топ-менеджерам и владельцам интернет-компаний, медиа-холдингов или интернет-провайдеров. Обществу снова вручают «котов в мешках» — на этот раз «мешки» помечены биркой «борьба с путинской пропагандой». Вопрос в том, кто, как и в каком качестве будет бороться. А этого на сайте «информационных войск» нигде найти не удалось. Люди с реальной технической и бизнес-экспертизой среди текущих исполнителей и советников замечены также не были, что ставит под сомнение всю долгосрочную эффективность подобной затеи.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»