Арианна Хмельнюк, Public Science — о научных лекциях, слушателях-бизнесменах и стереотипах

За прошедший год редакция нашего блога не раз поднимала тему развития современной украинской науки, рассказывала об изданиях, которые пишут о науке простым языком, а сегодня в нашем фокусе киевский лекторий Public Science.

Этот научно-популярный и образовательный проект уже почти год функционирует в Украине — мы расспросили сооснователя Арианну Хмельнюк о том, с чего всё начиналось, кто приходит на лекции и как популяризировать украинских учёных среди широких масс:

— Расскажите, с чего всё начиналось

Идея запустить новый образовательный проект — открытый научно-популярный лекторий — пришла в феврале 2015-го. Я спросила моего знакомого, врача-иммунолога Андрея Рыбакова, не знает ли он учёных, которым было бы интересно стать партнёром в образовательной инициативе. Я убеждена, что каждый участник команды должен заниматься тем, что у него получается лучше всего, поэтому я определила себе место организатора, а для научной части нужен был инсайдер от науки или медицины. Оказалось, что Андрей разрабатывал ту же идею параллельно.

Первая наша лекция прошла через месяц. Открывал этот проект знаменитый украинский профессор, доктор физико-математических наук, вице-президент одной из коллабораций CERN, Геннадий Зиновьев. До этого, по удачному стечению обстоятельств нам удалось выйти с Геннадием на контакт, он ответил и лекция состоялась. Сразу же мы пригласили в нашу команду дизайнера, Олега Белого, который создаёт наши постеры. Так же у нас есть ассистент, Вероника Моль, которая помогает во время самих лекций. Участники нашей команды постоянно учатся друг у друга новому, активно принимают участие в принятии решений, поэтому это довольно динамичный процесс и, конечно, поддерживают друг друга. После лекции профессора Зиновьева последовала целая череда встреч, с частотой 2 раза в месяц. Были подняты разные темы: генетика и вечная жизнь, метафизика сна, генетически модифицированные организмы, глаз, биомеханика человека, вирусология, космические миссии, криптоанализ, нанотехнологии в медицине, Солнце, управление космическим шатлом, теория игр, тёмная материя и чёрные дыры и др.

— Как бы Вы описали глобальную цель проекта Public Science? Каких результатов хотите добиться: чтобы в Украине стало больше учёных, привлечь молодёжь к научной работе?

Цель проекта кроется в названии — это популяризация науки среди широких масс населения и украинских учёных, в частности. Этот проект про открытый лекторий и самообразование, про прямой диалог с успешными украинскими учёными. Ведь наши встречи состоят из лекции и секции «вопрос-ответ», которая по длительности равноценна лекции. Наука в Украине есть, образовательная база фундаментальна и сильна.

Но, как верно замечено в вопросе, молодёжь, талантливые дети или их родители не знают о грантовых европейских возможностях. Да, у нас есть проблема с финансированием лабораторий и исследований. Да, у нас нет достойного академического будущего для новой волны учёных. И то, что мы всё чаще говорим об этом и самоорганизовываемся, даёт шанс самостоятельно решать проблемы, на которые не хватает внимания государства. Например, мы сталкиваемся с многочисленными клише, и на лекциях разрушаем их. Стали появляться другие научные проекты, включающие лекции или дискуссии, что является верным показателем спроса, и это здорово, что людям хочется получать знания, социализируясь, делать это весело и интересно.

— К слову, о финансировании. Где брали средства на запуск?

Public Science построен, как самоокупаемый проект. Нам без проблем удалось запустить первые лекции с нулевым бюджетом. И почти сразу наши расходы стали расти в зависимости от подготовки промо мероприятий. У нас нет спонсоров или грантодателей. А зачем? Мы даже сайта пока что не имеем, вся наша коммуникация с аудиторией проходит по всем известным маршрутам: соцсети, онлайн-пресса (наш постоянный партнёр Platfor.ma), постеры, которые мы самостоятельно развозим по университетам. У нас есть партнёры, с которыми мы делим некоторые расходы и которым платим за аренду пространства.

— Кто и как отбирает темы и спикеров для лекций?

Мы сами, как потребители, чувствуем что нам было бы интересно услышать нового. Конечно, поп-культура, например, кино, подсказывает тенденции. Затем мы ищем контакты ярких специалистов в данных областях. Пока что нам везло и все спикеры выходили на связь сразу. Но иногда бывает, что у некоторых учёных нет даже электронной почты. После лекций часто пресса встречается с нашими гостями для интервью, приглашает на радио и телеэфиры. Поэтому мы наоборот видим тенденцию того, что наши встречи обращают внимание на актуальные научные и медицинские темы.

— Вскоре вам исполнится год, и можно уже подводить первые итоги работы. Сколько мероприятий Вы организовали, какие пользовались наибольшей популярностью среди слушателей?

Пока итоги подводить нам рано, но некоторая статистика уже есть. Встреч прошло 20, учитывая и лекции во Львове. Особо популярными были темы про космос, генетику, математику и криптографию, теорию игр, про адронный коллайдер и нанотехнологии.

— Запуская Public Science, Вы наверняка представляли себе образ вашей аудитории, такого себе «идеального посетителя». Совпали ли эти ожидания с реальностью?

Лично я не понимаю, что значит «идеальный посетитель». Наверное, нам и тут повезло, ведь наша аудитория широкая, как и предполагалось. Организовывая открытый лекторий с целью популяризации науки и украинских учёных, мы были максимально открыты к опыту встречи с аудиторией. Нашей аудитории интересна наука, не потому что это их профессия, а потому что им интересно узнавать, как устроено всё вокруг, и зачем создаются эксперименты, строятся институты и существует CERN, какие результаты достигаются и какие ответы человечество находит.

Мы работаем со спикерами перед их выступлением, давая некоторые рекомендации к презентациям, информируем, какая будет аудитория. Не обошлось без пары таких встреч, когда спикер забывал что перед ним не студенты старших курсов, которые понимают сложную (специфическую) научную терминологию. Есть процент постоянных посетителей и профессионального сообщества. Часто наши гости — это маркетологи, дизайнеры, архитекторы, педагоги, врачи, бизнесмены и многие другие.

 

— Сотрудничаете ли Вы с какими-то учебными заведениями?

Таких проектов пока нет, и мы открыты к предложениям. Поскольку мы полностью автономны и независимы, то необходимости или возможности работать с институтами пока не было. Все наши спикеры являются ведущими профессорами в университетах, но они не представляют их, когда выступают в рамках нашего проекта, а говорят от лица конкретного эксперта в определённой теме. Возможно, в будущем году мы сможем найти время для каких-то совместных специальных проектов с университетами или школами. До этого мы ограничивались тем, что давали скидки для студентов на входной билет на наши лекции.

— Если можно, расскажите, что нового ожидает посетителей Public Science в 2016 году

Посетителей нашего лектория ждёт ещё более насыщенное расписание и такое же большое разнообразие тем. Весной, в честь годовщины Public Science, мы планируем образовательный спецпроект, в рамках которого посетим несколько крупных городов Украины. Раскрывать подробности пока не можем, т.к. в нём задействованы и другие партнёры и процесс подготовки в самом разгаре. Очень хотелось бы создать новые возможности для младшего поколения, показать перспективы для получения более актуального образования, что дало бы новую энергию и видение для продолжения работы в Украине. Поэтому мы и занимаемся популяризацией украинских учёных. У них можно узнать очень многое о реальном состоянии науки и быть осведомлённым, на что нужно и можно влиять. И конечно, к нам поступают предложения касательно организации фестиваля, но есть пара инициатив, и они неплохо справляются. В ближайшем будущем мы постараемся найти время и для крупных проектов.

Лекция Леонида Каденюка, первого космонавта независимой Украины

— Вы уже упоминали, что в деятельности Public Science сталкиваетесь с многочисленными клише насчёт положения дел в украинской науке. Есть «любимое» заблуждение касательно научной сферы, которое приходилось слышать? Как-то боретесь с этими стереотипами?

На этот вопрос сможет дать ответ один из наших спикеров. Константин Турченюк, кандидат химических наук, окончил химический факультет университета им. Т.Г. Шевченко. Защищал диссертацию в Институте биоорганической химии и последние 3 года занимается нанотехнологиями и наномедициной в лабораториях университетов Лиль (Франция), Иерусалим (Израиль), Ролла (штат Миссури, США):

Константин Турченюк

«— Public Science своим появлением в научной культуре Украины борется со стереотипом «всё пропало». По мнению зарубежных спикеров, Public Science — это беспрецедентный проект в рамках Европы, заставляющий научные умы возвращаться из-за границы и давать лекции здесь, в Украине. Это первый шаг. Второй — это то, что сеть наших слушателей растёт, к нам приходят на лекции люди из бизнеса и университетов, которые, как правило, обращают внимание на талантливых украинцев за границей, и у них завязывается сотрудничество. Public Science является связующим звеном, коммуникатором, между спикерами и обществом.

Я, как один из спикеров проекта, давал лекции в Киеве и во Львове по наномедицине, был приглашён принять участие в разработке проекта для Borsch Ventures касательно открытия нанотехнологического хаба в Украине. Также мои публичные лекции вызвали интерес у лечащих врачей и нескольких научных лабораторий с целью практического применения продуктов наномедицины. На этом примере вы можете проследить причинно-следственную связь между наукой, Public Science и запросом от общества».

— О деятельности Public Science писали украинские онлайн-СМИ, вы попали в шорт-лист «Grant’s Золотой Аристократ 2015». А есть ли какой-то факт из жизни Вашего проекта, о котором всегда хотелось рассказать, но никто об этом не спрашивал ещё?

Нас действительно всегда спрашивают одно и то же: как мы находим спикеров, деньги, время, про цели и клише. Ни разу не спросили, например, сколько людей в команде и что эти люди делают.

Я и Андрей Рыбаков — создатели бренда Public Science и его идейные вдохновители. Мы же ищем и находим новых спикеров, пишем тексты для релизов, модерируем лекции.

Олег Белый, о которым мы упоминали ранее, — наш дизайнер, талантливейший человек, который сразу же зажёгся идеей проекта и невероятно быстро творит наши яркие постеры.

Вероника Моль — ассистент во время лекций и редактор наших пресс-релизов.

Данута Писаренко, арт-директор Креативного пространства «Часопыс», всегда помогает по всем вопросам, от новостных рассылок, проектора для лекции и планирования расписания. Без её помощи многое не организовывалось бы так гладко и комфортно.

Мы часто подключаем дополнительные услуги по пиару и тогда зовём Тамару Лазаренко. Вскоре наша команда немного расширится, потому что мы начинаем разработку сайта.

— Напоследок — Ваши пожелания нашим читателям, которые интересуются наукой

Наш слоган «Smart it’s sexy». Мы надеемся, что в новом году качественных и весёлых проектов, популяризирующих науку и отечественных экспертов, станет больше, а аудитория будет шире и многочисленнее. А мы поспособствуем, чтобы в Украине появились новые научные стартапы и проекты, связанные с улучшением состояния академического образования, хотя бы за счёт сотрудничества со свободными образовательными инициативами, как Public Science.

Читайте также:

Тонкий еластичний і міцний, як сталь: чи може графен нарешті змінити наш світ?

У Гарварді створили «розумну» рідинувластивості якої можна програмувати

Незвичайний ракурс: що відбувається всередині ракети у космосі

Які компанії планують вирушити на Місяць у 2024 році