«Кодекс Бусидо» — как неудачи делают бизнес Sony успешнее

История корпорации Sony – это уникальный пример того, как огромная компания раз за разом терпя поражение на рынке, чреватое немалыми убытками, восстаёт из праха подобно птице Феникс и становится только сильнее. Секрет их успеха – умение признавать свои ошибки, и жертвовать малым ради великого.

В 2007 году с каждой страницы не такого «густонаселённого» тогда интернета, из каждого тематического журнала и рекламного постера на нас буквально «бросалось» электронное «яйцо» японской корпорации. Их музыкальный плеер яйцевидной формы Rolly быстро вышел за пределы индустрии и превратился, как сегодня принято говорить, в «мем». Странно, но устройство совершенно «не пошло» в народ. Мало того, что дизайн плеера оставлял желать лучшего – хотя, безусловно, у «яйца» были свои фанаты, так его технические характеристики даже по тем временам были совершенно неконкурентоспособны. В разгар популярности молодого ещё формата MP3 японцы предложили пользователям всего 2ГБ встроенной памяти по баснословной цене – $400. И вообще, сделать портативное, созданное для ношения повсюду с собой устройство в форме яйца было не самым разумным решением.

Sony потеряла на «яйце», с учётом дизайна, проектирования и разработки, свыше $100 млн по тогдашнему курсу. Конечно, речь не шла о разорении, но это был очень сильный удар для компании. Какой разумный урок извлекла из этого корпорация? В том же 2007 году в европейскую продажу поступает приставка PlayStation 3 с жёстким диском на 80ГБ – до этого его максимальный объём составлял 60 ГБ. Спустя год винчестер PlayStation 3 «дорос» до 500 ГБ, что начало выравнивать продажи, и позволило составить конкуренцию с консолью Xbox 360, которая безраздельно царствовала даже на японском рынке. О «яйце» мудро решили позабыть.

SonyBuilding

Самураи электронной эпохи

Вообще, подход Sony к бизнесу в чём-то напоминает кодекс Бусидо. Подобно настоящим самураям, руководство корпорации постоянно думает о смерти и держит руку на рукояти меча. После феноменально успешной PlayStation 2, в игры которой и сегодня играют миллионы людей (и для которой до сих пор портируются и разрабатываются новые продукты), они умудрились выйти на целиком и полностью принадлежащий им рынок с PlayStation 3 вообще без игр. И ситуация не менялась в течение года! Коробки с консолями сначала довольно резво покупали, но из-за отсутствия совместимости дисков от «второй» PlayStation, первый год после выхода приставки на ней не было во что играть. Неудивительно, что неуклюжая и технически куда более отсталая приставка прямого конкурента японцев – корпорации Microsoft — быстро завоевала рынок даже в Японии.

Только к концу “жизни” седьмого поколения игровой консоли Sony сумела оправиться от колоссальных финансовых убытков, связанных с PlayStation 3. После фиаско на выходе, приставку отказались покупать, и даже наличие объективно более качественных игр не смогло повлиять на ситуацию в целом. Урок был выучен накрепко, и выход PlayStation 4 сопровождался целой плеядой роскошных, дорогих и изумительно красивых игр, ради которых ошалевшие пользователи бездумно скупали консоли, сметая их с прилавков за первый час после открытия магазинов. Заводы японской корпорации заработали в три смены, чтобы удовлетворить по сей день растущий спрос, а Microsoft пришлось свернуть производство своего продукта – Xbox One – потому как залежавшиеся на складах консоли никто не желал брать.

Поборов электронику, Sony натолкнулась на рифы виртуального пространства. В апреле 2011 года неизвестные хакеры взломали онлайн-сеть PlayStation Network, и в течение полугода не позволяли игрокам со всего мира получить доступ к сетевой составляющей честно купленных, и не очень дешёвых игр. Поклонники PlayStation знают, что в учётных онлайн-записях помимо прочего хранятся и данные о кредитных карточках, благодаря которым человек может совершать покупки в сети, дополняя игры новыми материалами. Все эти данные оказались в руках враждебно настроенных «третьих» лиц, которые не преминули ими воспользоваться. Общая сумма похищенных денег неизвестна до сих пор. Sony приняла удар с достоинством, хоть и без должной расторопности.

Порванные «сети»

В общей сложности PlayStation Network была недоступна или работала с серьёзными помехами с апреля по сентябрь 2011 года. Во время взлома сети количество зарегистрированных игроков составляло 77 млн. С 10 млн номеров кредитных карт пользователей произошла подтверждённая утечка данных, а держатели карт долгое время не были оповещены о краже. О такой «мелочи» как невозможность поиграть в честно купленную игру, только потому что она требует онлайн-проверки данных не стоит и упоминать. Казалось бы, деловая репутация Sony окончательно разрушена, а недалёкие люди, имеющие отношение к хакерским кругам, во всю мочь своих клавиатур «завопили» на форумах о том, что им удалось разрушить корпорацию.

Тем не менее, «самурайский» ответ корпорации не только спас её репутацию, но и привлёк в ряды фанатов Sony ещё больше пользователей. Для начала топ-менеджеры компании в ходе пресс-конференции, посвящённой взлому сети, в прямом эфире извинились в словесной форме и даже поклонились в специальном публичном акте выражения сожаления и принесения извинений. Затем Sony попросту оплатила все (!) расходы на перевыпуск кредитных карт для тех пользователей, которые посчитали, что данные об их кредитных картах были украдены. Все деньги, действительно похищенные со счетов хакерами, были компенсированы. Каждый человек, который был подключён к бесплатной версии PlayStation Network (т.е., не подписан на платную PlayStation Plus) получил в подарок возможность выбрать одну из эксклюзивных игр компании. Эти меры сразу же подняли цены акций Sony на 2%.

В итоге работоспособность сети была восстановлена и существенно улучшена. Инженеры компании добавили в PlayStation Network систему автоматического наблюдения за управлением программами и настройками, усилили уровень защиты и шифрования данных – одни из первых в 2011 году, опережая некоторые банки и государственные структуры. Кроме того, корпорация собрала целую команду хакеров, которые постоянно находятся в режиме готовности для отражения атак на сеть, и установила дополнительные межсетевые экраны. С тех пор количество пользователей PSN удвоилось, количество подписчиков платной услуги PlayStation Plus возросло в несколько раз. А увеличившиеся продажи не только компенсировали компании все затраты, но и принесли некоторую прибыль.

sonyps

С миру по игре

Что касается внутренней студии разработки и контроля качества эксклюзивных видеоигр, то Sony среди разработчиков считается самым лояльным и приятным компаньоном. Например, они поверили в компанию Naughty Dog, которая в своё время «засветилась» выпуском примитивной игры Crash Bandicoot. Продукт был хорош, но звёзд с неба не хватал. Пресса окрестила студию «ремесленниками, от которых не приходится ждать ничего хорошего». Sony дала им карт-бланш и деньги на давно лелеемый проект – так вышла трилогия Uncharted, на сегодняшний день получившая статус культовой, и считающаяся флагманом игровых консолей Sony. Эта же вера Sony породила лучшую консольную игру седьмого поколения – The Last of Us, которой какое-то время совершенно серьёзно хотели дать «Оскара».

Или взять разработчика Дэвида Кейджа (David Cage), который пришёл к Sony с игрой в жанре «интерактивный фильм» Heavy Rain. Ирония ситуации заключается в том, что ранее Кейдж приходил к Microsoft – там его проект пренебрежительно назвали «фантастическим и бесперспективным». Sony выделила на него $16,7 млн, продала 3 млн копий игры (напоминаем, эксклюзивной игры, разработанной только для PlayStation 3) и заработала свыше $100 млн. Сегодня Heavy Rain не только считается эталоном и прародителем нового жанра, но и полностью переворачивает представление человека о том, что такое игры как составная часть культурного процесса.

У Sony есть одна черта, которая и делает её лидером рынка: она готова держать удары и учиться на своих ошибках. Неудачи делают Sony сильнее, потому что Sony не относится к ним, как к неудачам. Каждый провал для компании – это повод устроить «мозговой штурм», выяснить «что пошло не так» и выдать на-гора нечто такое, что взорвёт рынок. Возможно, дело тут в феноменальном успехе продукции и том факте, что почти у каждого из нас в доме есть хоть что-то, произведённое Sony. Только тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается. И только до полных посредственностей никому нет дела.

Читайте также:

Привлекательное и обречённое будущее работы

Цифровое внедрение: почему следует с этим считаться

Большие надежды низкотехнологического смартфона

Маркетинг вашей книги: пошаговая инструкция