В начале года, составляя технологический прогноз на 2015-й, редакция Imena.UA коснулась темы «зеленых» технологий. Самый знаковый бренд на рынке экологически чистого транспорта по итогам 2014-го подтвердил, что создание электромобилей для массового рынка — это не утопия, а «реальная возможность заработать» (как любят писать авторы спамерских писем).
Блог Car and Driver делает ставку на Tesla и приводит несколько аргументов в пользу маркетингового и коммерческого успеха компании Элона Маска на рынке в разных странах.
Цена акций Tesla не зависит от цены на нефть
Если мир традиционных автопроизводителей активно обсуждает, скажется ли смерть короля Саудовской Аравии на стоимости нефти из стран ОПЕК и тот факт, что цена барреля нефти на американской рынке с лета прошлого года к зиме упала почти на $40, то для рынка электрокаров все эти потрясения ничего не значат. Рыночная стоимость акций Tesla не определяется ценой нефти и дороговизной бензина. Это обычным автоконцернам нужно сверять стоимость бензина на заправках с графиком скидок и акционных кредитов в автосалонах своих дилеров и партнёров. У Элона Маска и его коллег нет такой проблемы.
Уже пару лет Tesla производит только автомобили бизнес-класса, стоимость которых не упала ни на цент. Минимальная цена при этом стартует от $71 тысячи, а фактически наиболее популярная модификация Model S продаётся за $100 тысяч и дороже на зарубежных рынках. Электромобиль оказался востребован на рынках Скандинавии и Европы, а там вступает в дело импортная наценка, таможенные пошлины и другие виды добавочной стоимости. Как правило те, кто готов заплатить немного дороже за электрокар от Элона Маска, уже владеют машиной премиум-класса, которая ездит на бензине и в эксплуатации обходится намного дороже, чем аналогичное решение на электричестве.
В отличие от the Nissan Leaf и аналогичных «гибридов», которые родились скорее как поиск бюджетного компомисса, Маск изначально позиционировал и Model S, и Tesla Roadster, и Model X как решения дорогие, эксклюзивные и «для избранных».
Tesla не воспринимается как классический автоконцерн
В среде инвесторов и держателей акций корпорация Tesla скорее воспринимается как разработка, аналогичная Twitter, чем классический автомобильный концерн сродни Toyota. Компания, рождённая в Кремниевой долине, не может стоить дёшево. Цена акций в трёхзначной цифре за единицу — нормальное явление для Долины. С самого начала Tesla стартовала как переоценённое явление, а рыночная стоимость акций по сути определялась ожиданиями будущих шагов и будущих электромобилей, а не текущим положением дел.
Любопытно, что сооснователь и СЕО Tesla Элон Маск владеет всего четвертью акций компании, и при этом вложил в запуск производства почти все имевшиеся на тот момент деньги. Риск биржевого и маркетингового краха для него означал лишь одно — полное банкротство и нищету. По сути, Маск применил к запуску компании подход классического бутстреппера и не прогадал: его стартап окупился.
Бизнес Tesla только то и делает, что растёт
Компания вышла на биржу в июле 2010 года, и с тех пор её акции выросли в цене на 930%. Рыночная стоимость в акциях в 2 раза обогнала Fiat-Chrysler и почти наполовину приблизилась к таковой у концерна General Motors. И всего этого удалось достичь автопроизводителю, у которого нет классических ежемесячных отчётов о продажах; у которого основные инвесторы засекречены, а машины продаются только через собственных дилеров; у которого выручка привязана к продажам в рассрочку, а прибыльность появилась всего за один квартал.
Даже прыгающая цена акций Tesla в мае 2014 года, когда они резко подешевели, а биржа присвоила им «мусорный рейтинг», не повлияла на привлекательность бизнеса Элона Маска для инвесторов. Аналитики вроде Адама Джонаса из Morgan Stanley уверены, что Tesla — утопия, и потому своими прогнозами обваливают цену акций. Будет ли эта утопия провальной? Появление Tesla на парковках перед престижными офисами в Долине и на Уолл-Стрит наряду с Ferrari и классическими дорогими машинамы говорит о том, что провала в долгосрочной перспективе ждать не стоит.
Покупка акций Tesla по-прежнему остаётся привлекательной
Инвесторы самого перспективного автомобильного предприятия в мире уже привыкли к «чехарде» с курсом акций и не слишком беспокоятся по этому поводу. К тому же, биржевики могут то поднимать, то опускать ставки по акциям; а покупатели продолжают боготворить Tesla.
Tesla намерена выпускать аккумуляторы для своих машин на собственном заводе в Неваде, где им предоставили щедрые налоговые льготы, а ещё в Tesla инвестирует компания Panasonic. Растут продажи по всему миру, открываются новые сети электрозаправок, покупатели жаждут увидеть кроссовер и спорт-седан помимо бизнес-класса. Купить акции Tesla сейчас, по мнению авторов Car and Driver, — это всё равно что приобрести бумаги Apple в 1994 году, чтобы в 2014-м проснуться миллионером. Вот почему Элон Маск и его партнёры по бизнесу вряд ли тревожатся из-за ISIS, российского кризиса или других явлений, вызывающих проблемы с поставками нефти или колебаниями цены на акции автоконцернов.