Раньше многие темы и предметы привлекали наше внимание настолько, что мы забывали о насущных хлопотах, а сегодня понятие «с головой ушёл в…» теряет свою актуальность. Даже самые стойкие и внимательные из нас постепенно утрачивают этот навык. Среднестатистический житель города своим умением сфокусироваться на одной теме напоминает золотую рыбку, и даже если обстоятельства являются жизненноважными, они не могут привлечь 100% внимания субъекта.
Пока сами пользователи не могут отказаться от опасной привычки заниматься одновременно несколькими делами, за дело берутся мобильные компании, которые из-за рассеянного внимания клиентов несут убытки.
Не нужно быть гением, чтобы догадаться: для рассеянного внимания аудитории следует разрабатывать специфический дизайн продукта; и ведущие IT-компании уже подхватили тренд. Twitter и его сообщения в 140 символов демонстрируют отличный пример того, как угождать пользователю с низким порогом концентрации. Facebook чуть лучше преуспела в борьбе за внимание, но для многих пользователей прокручивание ленты новостей в этой соцсети — способ «убить время» в пробке, в очереди или пока грузится другая страница. Нельзя назвать эти почти рефлекторные действия «внимательным чтением» — с вовлечением, которого добиваются рекламодатели.
Люди склонны обвинять именно современные технологии в формировании рассеянности, но теперь сами же онлайн-сервисы оказались в затруднительном положении. Надо угодить (и продать что-то) аудитории, которой настолько скучно в сети, что сайты открываются и пролистываются, но не читаются. UX-дизайнер Дэвид Теодореску (David Teodorescu) определил главные требования публики:
«— Все помешались на скорости. Нас интересует доставка день-в-день, подача машины через Uber в течение нескольких минут, мгновенная загрузка высококачественного изображения в Facebook и просмотр видео на YouTube без единой секунды ожидания, пока ролик загрузится».
Скорость работы является одним из главных конкурентных преимуществ и для ПО, и для «железа». Сейчас в интернете ждать не любит никто, и если другие прогрессивные разработки не будут уделять должного внимания скорости работы, то из трендов «завтрашнего дня» превратятся во «вчерашние» воспоминания.
Больше платформ — меньше внимания
Производителям контента надо принять тот факт, что снижение внимания пользователя касается любого вида контента и будет распространяться одновременно на всех медиаплатформах, на которых публикуется материал.
Самый простой пример этого явления: популяризация телевизоров с функцией «картинка-в-картинке», с помощью которых поставщики контента рассчитывали увеличить аудиторию шоу-программ. На деле же оказалось, что вместо повышения рейтингов и вовлечения в каждый отдельный эфир, программы получили зрителей, которые ни одну трансляцию не смотрели целиком и полностью, просто рассеивая внимание между всеми каналами. В то же время, экраны мобильных устройств стали отвоёвывать внимание зрителя, и компаниям, которые обеспечивают телевизионное вещание, пришлось создавать мобильные приложения, привлекающие внимание к контенту в телевизоре. Здесь были замечены и приёмы с хештегами, и сопутствующие мобильные программы, которые используют технологию звукового отпечатка чтобы синхронизировать контент в телефоне и по телевизору.
Для онлайн-изданий борьба за внимание невнимательных выражается в необходимости создавать разный контент для каждой платформы и каждого устройства. Первым серьёзным испытанием стал переход в мобильный формат, когда авторам нужно было редактировать и внешний вид, и содержание ресурса под экран смартфона. Кроме того, нужно было убедить пользователя загрузить оригинальное приложение, а не заходить на страницы сайта через мобильный браузер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Со временем главными поставщиками контента стали социальные сети, которые аккумулируют большую часть онлайн-аудитории. Сторонним ресурсам нужно бороться за внимание на страницах Facebook, Snapchat или Twitter, соответствующим образом меняя контент. При этом видео по-прежнему предпочитают смотреть на стационарном ПК, а музыку слушают всё больше на мобильных девайсах. На какой бы платформе ни находился потребитель, медиа тут же принимаются конкурировать за его внимание.
Быть внимательным по-новому
Новые каналы распространения информации постепенно изменяют понятие того, сколько внимания должен уделять человек определённому процессу. Некоторые занятия, которые требуют особенной концентрации, раньше казались нам несовместимыми со чтением новостей. А сегодня уже никто не удивляется велосипедисту, который делает и публикует селфи прямо на ходу. Ответственные ведомства постоянно предупреждают о недопустимости отвлечения на мобильные устройства за рулём, но пользователи самоуверенно игнорируют элементарную безопасность. В результате онлайн-компании получают невнимательного потребителя, а на дорогах повсеместно ездят рассеянные водители и ходят такие же пешеходы. Свежий пример — массовая увлечённость игрой Pokemon Go с технологией дополненной реальности, которая уже привела к нескольким аварийным ситуациям.
Недавно Американская организация контроля и предупреждения ДТП опубликовала отчёт, согласно которому количество летальных исходов в дорожных авариях в 2015 году выросло на 8%, по сравнению с показателем 2014-го. Это — самый высокий процент за последние 50 лет, и специалисты напрямую связывают его с отвлечением участников дорожного движения на экраны персональной электроники.
Национальный совет по безопасности отреагировал на публикацию вышеприведённых данных призывом полностью отключать все устройства, которые могут отвлекать водителя от управления транспортным средством. Требование вполне логичное, хотя сложно винить современного пользователя в рассеянном внимании. В конце концов, целые армии менеджеров и маркетологов бьются за привлечение внимания рядового владельца смартфона — так где же взять сил, чтобы устоять? Все знают о том, что переписываться за рулём небезопасно. Но простым напоминанием о том, что это «небезопасно», в данной ситуации должного эффекта не достичь. Кроме того, сами эти напоминания иногда выполнены так, что отвлекают не меньше, чем смартфон.
Как изменить распределение внимания
Раз современные технологии привели нас к опасной расфокусировке, им и стоит исправлять сложившуюся ситуацию. Как разработчики и дизайнеры могут помочь личной безопасности пользователей? Чем больше внимания будет требовать приложение, тем меньше шансов, что пользователь будет совмещать его с другими занятиями. С точки зрения маркетинга, частичное внимание к продукту можно приравнять к отсутствию вовлечения вообще. Следовательно, мобильная программа должна быть такой, чтоб пользователь сознательно отказывался от использования её за рулём или на ходу.
В процессе разработки и создания UX-дизайна уделите внимание следующим пунктам:
- приложение должно быть таким, от которого пользователь не сможет отвлечься. Ведь если будет хотя бы намёк на то, что без ущерба для процесса можно заняться чем-то ещё, будьте уверены — пользователь так и сделает. В идеале, приложение не должно позволять этого, и тогда сократятся шансы, что потребитель запустит программу, переходя дорогу;
- бросьте вызов пользователю — чтобы привлечь значительное внимание, внедряйте «умные» функции и технологии, которые невозможно использовать автоматически, не глядя.
Рассеянное внимание негативно сказывается как на активности в реальном мире, так и на бизнесе онлайн-компаний. Однако именно последние, желая сохранить прибыль, будут стараться изменить правила. Пока что кажется, что самый действенный метод — привлекать ещё больше внимания к приложениям, чтобы приучить нас не «работать» с гаджетами на ходу.
Источник: TechCrunch