Почему вашему стартапу не нужен классический бизнес-план

Многие ошибочно воспринимают бизнес-план как некий Святой Грааль и возлагают на него напрасные надежды. Вдохновить на написание 40-страничного манускрипта могут только бизнесмены-консерваторы, корпоративные служащие или штатные банкиры, к которым мы часто прислушиваемся, пытаясь поднять свой стартап на ноги.

Подобный ответ является вполне предсказуемым и очень распространённым: «Конечно, вышлите мне ваш бизнес-план, и я подумаю». Однако реальность показывает, что такие советы зачастую сбивают с пути, забирают уйму времени и приносят больше неудобств, чем пользы. Возможно, пора не тратить время на создание этих эпических трудов?

HNCK9016

Структура бизнес-планов не подходит современным реалиям

Традиционный бизнес-план состоит из 8 разделов: резюме, информация о компании, описание продукции и услуг, маркетинг-план, стратегия и производственный план, организация управления, финансовый план и приложение, каждый из которых имеет от 3 до 10 подразделов. Таким образом, мы получаем документ, который содержит 40+ страниц, а его создание занимает от недели до месяца.

Концентрация внимания пользователей постепенно снижается, поэтому люди привыкли получать и обрабатывать только небольшие объёмы информации. Заполнив жёсткий диск предполагаемого читателя или затерявшись среди груды других папок, план в виде романа-эпопеи вряд ли успешно справится со своей миссией. Вероятность того, что его прочтут до конца – критически мала.

Эпоха перемен

А вот и ещё одна проблема: как только вы соберётесь реализовать этот магический план, на который были потрачены бесчисленные часы подготовки, то осознаете, что практически все его детали не отвечают действительности. Причина в следующем: никто не может предсказать, как отреагируют потенциальные клиенты или рынки на вас, ваш продукт или компанию до того момента, пока вы не выполните план и не получите ответную реакцию. Следует дождаться отклика своих клиентов и основывать свои дальнейшие действия на нём.

Бессмысленность прогнозов

Стоит признать, что один из аспектов бизнес-плана всё же является ценным – финансовый. Это одна из тех немногих областей, которая требует всестороннего соглашения и продумывания до запуска нового предприятия. Не стоит тратить месяцы и годы на то, чтобы убедиться в финансовой нежизнеспособности бизнес-проекта, который вы развиваете.

С учётом всего вышесказанного финансовые прогнозы на 6 месяцев вперёд и более можно назвать традиционными и уповать на то, что подобная модель проверена временем, однако в сегодняшних реалиях они представляют собой несбыточную мечту о накоплении богатств. Их можно написать и время от времени читать для собственного удовольствия – не более.

Это немаловажно, так как среди молодых предпринимателей отслеживается тенденция, характерная для новичков — фокусирование на прогнозах. А вот и ещё один характерный маневр новичка: «Наш рынок стоит более $1 млрд ежегодно и это та сумма, которую мы будем получать, охватив всего 1% рынка». Только скажите инвестору о том, что вам нужно Х% от необъятного рынка, чтобы получить огромное количество долларов, и он ретируется.

Ложные советчики

Когда вы только запускаете новый бизнес и заинтересованы в увеличении капитала перед вами открывается ряд возможностей: семья, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг или традиционный банк. Однако вероятность того, что хоть кто-нибудь из них прочтёт ваш план-эпопею полностью минимальна. В особенности это касается банка. Получить кредит для стартапа или кредитную линию от банка без персонального поручительства (чего не следует делать никогда) практически невозможно.

Наличие ваших идей и плана по их выполнению в письменном виде, безусловно, важно — это помогает нащупать все болевые точки и свести все бизнес-концепции воедино. Однако прохождение через структурированный ритуал создания традиционного бизнес-плана – процесс, который абсолютно нерелевантен сегодняшним быстро развивающимся стартапам. Вместо этого, создайте презентацию в слайдах: краткую визуальную версию вашего плана, которая поможет привлечь начальные средства и стать на шаг ближе к достижению цели.

Источник: Entrepreneur