Стоит ли переходить на браузер Vivaldi — беседа с Йоном фон Тетжнером

Йон фон Тетжнер (Jon von Tetzhner), один из основателей компании Opera Software, разработчика одноименного веб-браузера — фигура, хорошо известная на рынке IT. Несмотря на значительный успех Opera, в 2011 году, после 17 лет сотрудничества, Тетжнер покинул компанию, чтобы через 3 года, в августе 2014-го, организовать предприятие Vivaldi Technologies, которое занялось созданием собственного браузера на основе ядра с открытым исходным кодом Chromium.

Первая официальная версия Vivaldi вышла совсем недавно — 6 апреля 2016 года, а всего через 20 дней была анонсирована версия 1.1. Что заставило Йона фон Тетжнера оставить проект Opera и начать с нуля работу над выводом на рынок нового браузера? В чём отличие Vivaldi от других продуктов и как его характеристики коррелируют с ключевыми трендами на рынке интернет-обозревателей? Об этом мы расспросили самого разработчика во время его визита в Киев:

Йон фон Тетжнер

Йон фон Тетжнер

— Йон, какие тренды Вы можете отметить на рынке браузеров? Что послужило причиной создания Vivaldi?

Если вы посмотрите на рынок веб-браузеров, то увидите, что все они отвечают единому тренду: упрощение интерфейса и максимальная лёгкость использования. Хотя на самом деле на рынке есть очень много веб-серферов, которым нужен браузер с гораздо более широкой функциональностью. Об этом говорит и мой опыт работы в проекте Opera. Я принимал участие в разработке браузера около 17 лет, и после ухода из Opera в 2011 году даже думал податься в другой сегмент IT, не связанный с веб-браузингом.

Но ситуация изменилась — команда Opera отказалась от ядра Presto, который мы развивали в течение многих лет, что вызвало негативную реакцию у многих пользователей. Я считаю, что это было ошибочным решением, поскольку Presto был сделан великолепно. Однако компания решила кардинально сократить расходы и перешла на платформу с открытым исходным кодом Chromium. После того, как Opera сменила курс, я долгое время пребывал на «раздорожье», поскольку привык к этому продукту и даже не знал, каким браузером мне пользоваться.

Тогда я принял решение создать новый браузер для тех пользователей, которые многие годы были приверженцами Opera, и в том числе, для себя лично. Основной фокус нового продукта — те интернет-сёрферы, которые хотят выжать максимум из веб-браузинга.

Таким образом, мы пытаемся идти в разрез с общим трендом на рынке, создавая веб-браузер с расширенной функциональностью и широкими возможностями конфигурации интерфейса. Наш продукт способен удовлетворить требования самых искушённых пользователей.

О выборе названия

Поиск нового названия — достаточно сложный процесс. Я перебирал различные варианты и в результате мы остановились на названии Vivaldi, которое ассоциируется с музыкой, так же, как и Opera. Кроме того, слово «Vivaldi» звучит примерно одинаково на разных языках, к тому же, это название ещё не было занято.

О настройках Vivaldi

Мы придерживаемся такой концепции, что браузер должен предоставлять широкие возможности для конфигурирования. Например, продукт уже располагает кнопкой для мгновенного контроля загрузки изображений, при желании, вы можете отключить загрузку видео. И хотя сейчас это не выполняется нажатием всего лишь одной кнопки, мы работаем в данном направлении.

Но если вы хотите, скажем, блокировать загрузку баннеров, мы рекомендуем установить специальное расширение. Ведь пользователь может подключить практически любой модуль, созданный для браузера Chrome. Собственные расширения мы пока не разрабатываем, в этом нет необходимости — доступно огромное количество дополнительных функциональных модулей для Chrome. Для нас главное — обеспечить полную совместимость с этими расширениями.

Основная концепция Vivaldi — веб-браузер должен предоставлять широкие возможности для настройки

Основная концепция Vivaldi — веб-браузер должен предоставлять широкие возможности для настройки

О планах по монетизации

Мы предоставляем продукт с предустановленной поисковой системой по умолчанию, а также со списком предустановленных закладок, таких как Booking.com и другие.

Стоит ли ожидать мобильную версию

Да, она появится в скором времени. Но сначала мы хотим вложить все ресурсы в доработку и продвижение десктоп-версии. Когда она наберёт популярность, мы переключимся на развитие мобильной версии. Это будет точно не в этом году, возможно — в следующем.

Для настольной версии важно реализовать широкие возможности по настройке интерфейса, вкладок, панелей с инструментами и т.д. Именно в браузере для настольных систем мы можем максимально проявить наши преимущества многофункционального и настраиваемого продукта.

Что касается мобильных устройств, мне кажется, они сейчас развиваются в полезном для нас направлении, ведь их производительность всё время растёт. Дело в том, что мы планируем интегрировать некоторые новые функции, которые будут хорошо работать только на производительных мобильных системах.

— Сколько браузеров сейчас установлено на Вашем ноутбуке?

Все браузеры, которые популярны и доступны для Windows: Microsoft Edge, Chrome, Firefox, Opera и, конечно же, Vivaldi.

О доле рынка и конкурентах на базе кода Chromium

На этот год мы не ставим для себе каких-либо определённых целей. Самое главное для нас — вывести продукт на рынок и привлечь как можно больше пользователей. Точно такой же модели мы придерживались при запуске Opera – вначале просто вывели продукт, а сейчас он насчитывает свыше 300 млн пользователей. Вот почему сейчас мы хотим посмотреть, насколько далеко продвинемся с Vivaldi.

Мы не стремимся стать «браузером №1», просто хотим создать качественный инструмент, который понравится множеству пользователей. Чем больше будет это число, тем больше ресурсов мы сможем в него инвестировать в будущем. Вообще в процессе разработки продукта мы придерживаемся той же философии, что применялась и при разработке Opera.

О приезде в Украину

Это не первый мой визит в Киев, я уже был здесь ранее, во времена работы в команде Opera. Сейчас я приехал, чтобы донести украинским пользователям информацию о новом браузере Vivaldi, получить от них комментарии и пожелания. Украина является для нас важным рынком, поэтому мы хотим чётко знать, чего ожидают пользователи от браузера в будущем. Мы собираем отзывы о продукте, и если вам не хватает какой-либо опции — можете написать нам об этом.

Snimok-8_4072301547711

Максимально возможная кастомизация — одна из причин того, что мы начали разрабатывать новый продукт. Каждая новая версия предоставляет больше опций управления и настройки, чем предыдущая.

О том, займёт ли Vivaldi место Opera в Украине и странах-соседях

Мы надеемся, что большинство тех веб-серферов, что были приверженцами Opera до 12-й версии, теперь будут применять браузер Vivaldi. Число сторонников нового продукта стремительно растёт, но о конкретных результатах пока говорить рано.

О команде Vivaldi

На сегодня в команде 35 человек, но именно технических специалистов — 25. В основном это исландцы и норвежцы, пара специалистов работает в Праге, Чехия, и Финляндии.

Об инструментах для совместной работы

Мы используем самые различные инструменты для координации совместной работы, например, для общения задействуем Skype и Slack, также активно применяем электронную почту. Кроме того, мы проводим очные встречи, например, в следующем месяце команда соберётся в Бостоне, США. Кстати, я сейчас живу в США. Некоторые разработчики возьмут с собой семьи, то есть, наша встреча будет представлять собой комбинацию отдыха и работы.

Два раза в год мы встречаемся в Исландии, поскольку у нас там есть возможность расселять людей в собственных апартаментах. Отмечу, что «живые» встречи — важный фактор совместной работы для людей, которые проживают в различных городах и странах. Да, средства удалённой работы и общения, такие как Skype, Slack, email и другие — очень полезны. Но для нас также важно встречаться лично, поэтому мероприятия в США будут продолжаться около двух недель, в Исландии наши встречи также занимают от одной до двух недель.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О рынке США и других стран

Рынок США играет важнейшую роль, в настоящее время он занимает первое место по числу пользователей нашим продуктом. На втором месте — рынок Японии, на третьем — РФ, далее следуют Германия, Польша, Украина, Франция, Испания. На самом деле, наш продукт распространён в очень многих странах мира, поэтому нельзя сказать, что доминирует одна или две страны. Разве что на китайский рынок зайти очень сложно, он существенно отличается от других рынков.

О локализации Vivaldi и мультинациональной поддержке продукта

Сейчас интерфейс продукта представлен на 50 языках, включая украинский. Но хочу акцентировать, что у нас очень специфическая организация, мы получаем существенную помощь от волонтёров. Они помогают как в тестировании, так и в переводе интерфейса на свой национальный язык. Мы тесно работаем с сообществом и пытаемся обеспечить локализацию на максимально возможное количество языков. В команде Vivaldi полагают, что одно из важнейших правил для разработчика — предоставить пользователю продукт с интерфейсом на родном для него языке.

Я очень горд тем, что в Украине Opera была самым популярным веб-браузером, его доля доходила до 40%. А на рынке мобильных браузеров в некоторые моменты доля Opera mini достигала 80%. И это — одна из причин, почему я в Украине, ведь многие люди здесь являются приверженцами созданного нами продукта.

Читайте также:

Розвиток і зростання Pet Tech

Швидке зарядження: що працює вже сьогодні і що чекає нас в майбутньому (частина І)

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Xiaomi Redmi 7A: непростий компроміс