Женщины в индустрии — 9 украинок, покоривших PR и маркетинг

Различные медиа-ресурсы неустанно предлагают читателю информацию о достигших успеха в своей сфере мужчинах: предпринимателях, маркетологах, менеджерах, директорах. А вот «женская тема», даже несмотря на борьбу с сексизмом в обществе, остаётся недостаточно раскрытой.

Мы совершенно не согласны с подобным положением дел — а потому у редакции Blog Imena.UA появилось желание познакомить нашу аудиторию с успешными, креативными и просто очаровательными украинками. Встречайте — первый выпуск мы назвали «Женщины в маркетинге».

Оксана Куликова

Директор по маркетингу в «METRO Cash&Carry Украина»

Карьерный путь: маркетинг торговых площадок в интернете (Prom.ua, Tiu.ru, Satu.kz, Deal.by в странах СНГ), продвижение бренда и услуг международной службы грузовых перевозок DPD в Украине, продвижение интернет-проектов Blox.ua, ChikiDriki.ua, StartJob.com.ua, Plitkar.com.ua польского медиа-холдинга «Агора Украина».

—Как Вы пришли в эту сферу деятельности?

У меня маркетинговое образование, я закончила Киевский Национальный экономический университет по специальности «Маркетинговый менеджмент». В магистратуре попала на практику в «Укрпромбанк» в управление маркетинга, где внедряла маркетинговые исследования. Потом перешла в интернет-проекты и занималась их запуском и продвижением.

—Ваше персональное определение понятия маркетинга и PR

Для меня маркетинг – это создание такого продукта, который решает определенную проблему потребителя и помогает делать его жизнь лучше, а также последующее предложение его рынку с помощью различных инструментов коммуникации.

—Чего, по Вашему мнению, не хватает украинским маркетологам и пиарщикам?

Хороший маркетолог должен четко знать своего клиента — кто он, чем он живет, что его беспокоит, чем он увлекается и чего он хочет. Он обязательно должен уметь измерять эффективность всех своих действий и понимать, что в реальных цифрах приносит маркетинговая деятельность для бизнеса. А еще маркетологи должны вдохновлять команду и всю компанию, отвечать запросам клиентов и делать их счастливыми.

Наталья Лыс

Директор по performance-маркетингу в Preply

Карьерный путь: SEM менеджер и веб-аналитик в NDA; менеджер по мобильному маркетингу в Yandex; старший PPC-менеджер/SEM-менеджер: менеджер по онлайн-маркетингу и PPC-менеджер в Netpeak.

—С чего началась Ваша работа в маркетинге?

Если вы не знаете, где получить первый опыт в интернет-маркетинге — идите в Netpeak. Благодаря высоким стандартам и большому количеству разноплановых проектов специалист быстро вырастает.

После 2 лет в Netpeak я перешла в продуктовую компанию, начала работать с международным рынком. Я продвигала проекты из конкурентной тематики, в которой привлечение одного клиента за 600 долларов считалось нормой. Там я приобрела ряд специфических навыков, таких как разблокировка аккаунта AdWords или менеджмент рекламных кампаний на арабском языке.

Затем посчастливилось поработать в «Яндекс Украина». Работа на позиции Mobile Marketing Manager обещала быть интересной, но в «Яндексе» я очень быстро почувствовала себя винтиком в большой бюрократической машине. Успев провести 2 больших рекламных кампании, через 4 месяца постоянных овертаймов я призналась команде, что не вижу своего будущего в компании.

После череды встреч в апреле прошлого года случай свел меня с ребятами из онлайн-платформы по поиску репетиторов Preply.com. С тех пор я отвечаю в компании за платный трафик. На момент моего прихода, платформа была представлена на рынках СНГ и Польши. Но вскоре cтартап получил $120 тыс. инвестиций от американского инкубатора TechStars и на время акселерации переехал в Берлин. Благодаря новым знаниям, знакомствам и усердной работе, мы укрепили свои позиции на текущих рынках и определили дальнейший вектор развития. Недавно у нас в команде появились иностранные интерны, теперь общаемся только на английском и активно готовим выход на новые рынки. Работа в Preply — это приключение, в которое я отправляюсь со своими коллегами изо дня в день.

—Главные качества для маркетолога

Хороший интернет-маркетолог должен быть аналитиком и стратегом. Кто-то скажет, что маркетинг это про людей. Но я скажу, что это про деньги. Поэтому всем начинающим маркетологам советую полюбить работу с цифрами, не бояться строить гипотезы и тестировать их.

—Блоги, подкасты, сайты и онлайн-курсы, которые Вы бы могли порекомендовать пиарщикам и специалистам по интернет-маркетингу

Рекомендую обратить внимание на вебинары WebpromoExperts и проходить курсы на Coursera, например, серию курсов по специализации Digital Marketing. SEO-специалистам будут полезны семинары от SEMPRO, а специалистам по контекстной рекламе — статьи на Ppchero.com. Ну и конечно же, любому маркетологу советую подписаться на рассылку от блога Netpeak.

Юлия Шилова

ЮлияШилова

CMO в LeBoutique

Карьерный путь: руководитель отдела маркетинга в aiia; руководитель отдела маркетинга в modnaKasta; руководитель отдела маркетинга в Speak Up; маркетинг-менеджер в УВК; ассистент декана, менеджер по коммуникациям, маркетинг-менеджер в kmbs.

—Как Вы пришли в маркетинг/PR?

Я не отношусь к тем людям, которые однажды спланировали свою карьеру и следуют своему плану. На этапе поступления в университет я была уверена в выборе вуза, а с факультетом определилась в день подачи документов. Университетский курс маркетинга меня абсолютно не впечатлил, и я даже не смотрела в ту сторону. Вообще, была уверена, что стану финансистом или аналитиком. Маркетинг заинтересовал меня только тогда, когда я пришла работать в Киево-Могилянскую бизнес-школу и увидела, как это работает в реальном мире. Ну и мой будущий муж, тоже маркетолог, сумел «продать» мне эту профессию окончательно. С момента, когда я написала в резюме слово «маркетинг», до момента, когда я стала заниматься маркетингом Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs) прошло всего несколько недель.

—Чего, по Вашему мнению, не хватает украинским маркетологам и пиарщикам?

Нашему рынку остро не хватает реальной конкуренции. В Украине сегодня потребитель во многих вещах не избалован. Поэтому минимальные усилия приносят мега-результаты. Мало кто думает о том, как наполнить продукт ценностью, как поддержать эту ценность через 3-5-10 лет. Чтобы украинские маркетологи совершили качественный скачок, нужна более стимулирующая среда.

—Ваш профессиональный девиз

Не уверена, что такое подойдёт для «печати», но есть чудесная аббревиатура: ПСЖ (подними свою ж…). Очень помогает.

Светлана Сергиенко

Карьерный путь: менеджер проектов, позже руководитель отдела в агентстве PR-Service;
маркетинг менеджер, позже руководитель отдела рекламы и PR в «Атлант-М Днепровская набережная» (официальный дилер Volkswagen); менеджер по рекламе в Roshen; маркетинг менеджер по странам СНГ в Strauss

—Как Вы пришли в маркетинг и PR?

По образованию я — экономист, хотела стать лингвистом, а в итоге работаю в сфере маркетинга и PR. Во время обучения в университете у меня был близкий друг, работающий в крупном PR-агентстве. Я наблюдала за тем, что он делает, проектами, которые он создает для клиентов, и мне все это казалось крайне интересным и каким-то нереальным. Так впервые появилось желание работать в сфере PR. После института я устроилась маркетологом в старт-ап проект, где одной из моих первых задач было проведение пресс-конференции по выходу компании на рынок и их инновационной услуге для клиентов. Мы привлекли PR-агентство, которое через некоторое время отказалось от сотрудничества с нами как клиентом из-за сложного характера директора компании, в которой я тогда работала. Но посмотреть на то, как мы проведем пресс-конференцию, руководители агентства все-таки пришли. Все прошло «на отлично», и сразу же по окончанию мероприятия я получила от них предложение о работе. Вот так в моей жизни появился PR.

—Ваш личный рецепт преодоления трудностей

Могу сказать, что сейчас в моей жизни достаточно трудный период. Я ищу новую, интересную работу. И только за прошлый год была на более чем 40 собеседованиях. Сейчас есть 2 предложения о работе, над которыми я ещё думаю.

Мой совет: если хотите достичь успеха, не соглашайтесь на первое, что вам предлагают, ищите свое место — где вы будете получать удовольствие от, того что делаете. Сохраняйте уверенность в себе, здоровый оптимизм и никогда не сдавайтесь. Банальные вещи, но только так это и работает.

—Порекомендуйте интересные блоги, подкасты, email-курсы или сайты по маркетингу и PR

Я подписана на рассылку MMR, слежу в ФБ за новостями от ведущих маркетологов и руководителей рекламных агентств страны, учусь на онлайн-курсах в Prometheus.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ольга Клипкова

ольгаклипкова

    Заместитель директора по стратегическому маркетингу по вопросам digital в «1+1»

Карьерный путь: media руководитель проекта tochka.net/Главный редактор bigmir.net, tochka.net; главный редактор портала tochka.net

—Как Вы пришли в маркетинг/PR?

Я начала заниматься интернет-проектами с 2004 года, поэтому, можно сказать, что с тех пор я в маркетинге – хотя понимание того, что это такое, пришло ко мне гораздо позже. Вначале ты сам себе редактор, проджект и сам себе маркетолог, и в среде, которая только развивается, в основном экспериментируешь и учишься на своих ошибках. А впоследствии, когда занимаешься продуктом полностью и серьезно, осознанно понимаешь, что маркетинг – это только часть твоей работы.

—Каких авторов можете порекомендовать начинающим маркетологам?

Я рекомендую читать профильные издания и отчеты. Рынок развивается очень стремительно, многие инструменты, работавшие два года назад, сегодня работают иначе, поэтому бестселлеры пяти лет отроду могут сбивать с толку. Подпишитесь на те СМИ, которые пишут о вашем рынке, о рекламе, следите за вебинарами крутых специалистов, анализируйте чужие кейсы.

—Какими качествами должен обладать маркетолог/PR-специалист?

Для меня маркетолог – это аналитик с хорошим пониманием трендов и бизнеса, критическим мышлением и готовностью экспериментировать, выдвигать и доказывать/опровергать гипотезы. Со стремлением каждый день учиться и пониманием того, что учеба не заканчивается никогда.

Алиса Саенко

АлисаСаенко

Карьерный путь: PR и маркетинг директор Cult Fashion Group, PR и маркетинг директор Villa Gross Group.

—Как Вы пришли в маркетинг/PR?

Как ни странно, сейчас я работаю по образованию. Странно, потому что в университете я была уверена в том, мое призвание — журналистика. И, кстати, это самый правильный бэкграунд для PR-директора. Только поработав со стороны всех участников процесса коммуникации, ты можешь ставить реальные задачи и видеть результат наперед. Опять же слово — твоё главное оружие. И если оно — осмысленное и человеческое, то это оружие будет дальнобойным.

—Книги, которые Вы могли бы рекомендовать

На своих лекциях о PR в Kyiv Academy of Media Arts я не рекомендую читать учебники. Есть так называемая база (Огилви «О рекламе», «Маркетинговые войны» Траута), но нужно найти себе ментора и сначала развиваться под его началом. Из последнего очень ценной для меня оказалась книга по нейромаркетингу, о том, как закодировать сообщение, чтобы мозг потребителя его расшифровал именно так, как нужно нам.

—Что Вас мотивирует?

Всегда мотивирует успех. Когда вы обсудили стратегию, сформировали календарный план действий, правильно работаете с инструментами — это такой кураж! В противовес этому состоянию могу привести негативную мотивацию «вы все плохо работаете»— это не действует никогда и разрушает компанию.

Надія Перевізник

Співвласниця закладу PR Bar. Drink&Networking

Кар’єрний шлях: Маркетинг і піар спеціаліст з досвідом із 2006 року, практикуючий лектор, громадська діячка; Havas Ukraine і Fedoriv, Сім’я ресторанів Діми Борисова, міжнародна конференція TEDxKyiv.

—Як Ви прийшли в маркетинг та PR?

Як і все в PR та маркетингу насправді — через перебільшення. Але перебільшення заради справи) В одному з перших резюме переоцінила свій досвід — написала, що займалась піаром і креативом в проектах ООН, UNICEF і одному тренінговому агенстві. Насправді мала невеликий досвід роботи продажів у рекламі та волонтерство у проекті UNICEF. Так я потрапила в круте міжнародне рекламне агенство Euro RSCG Kiev (зараз HAVAS Ukraine). Оскільки через два роки мене не хотіли відпускати з агенства й не скоротили посаду навіть в кризу 2008-го, я виправдала перебільшення резюме. Є рідкісна фраза, яка перечить парадигмі про «озвучувати про свої плани»: якщо ви людина честі — не бійтеся казати про наміри, тоді вам не залишиться нічого, окрім як їх виправдати.

—Чи є проект, який Ви би назвали знаковим у своїй кар’єрі?

Ми ростемо — знання ростуть з нами, проекти стають якісніше (навіть якшо вони даються нелегко). Тобто, знаковий кожен крайній проект. Зараз — це власний (у партнерстві) бар, PR Bar. Drink&Networking. З одного боку — це звичайний, сподіваюсь, хороший бар з незвичайними гостями і місією піарити все достойне у царині відпочинку та стимулювати нетворкінг.

Також для мене знаковим було створення туристичного логотипу Києва. Я тоді (2011 рік) працювала з його ідейником, маркетологом Андрієм Федорівим. Ми зробили лого, а я цілий рік займалась його офіційним лобіюванням у КМДА, піднімаючи тему брендингу столиці. Наша діяльність призвела до проведення офіційного конкурсу, де ми перемогли. Знаково, бо зараз повертаюсь до громадсько-політичних проектів міського і державного значення.

—Чого, на Вашу думку, не вистачає українським маркетологам та PR-фахівцям?

Системної бізнес освіти (поза універами). Ми читаємо книги, відвідуємо семінари часто хаотично. Достатньо хоча б кілька курсів на Курсері, наприклад з історії маркетингу, щоб не відкривати велосипеди. Нам часто потрібна система, поличка — куди стануть всі ці семінари, всі Траути і Манни, Геди і Годіни, діджитал і фіджитал.

Також нам бракує сміливості у відстоюванні ідей і своєї експертизи. Пристрасті й віри, що ти можеш змінити – ситуацію, проект, продажі, знання людей. Хороша новина – цьому всьому можна навчитися, так само, як інтаверти й мізантропи можуть стати хорошими ораторами.

—Ваш особистий рецепт із подолання труднощів

Штука в тому, що труднощів немає насправді. Є задачі, цілі, є квест під назвою життя чи бізнес, які до речі, дуже схожі. «Проблеми» бувають тільки в лікарняних палатах, на війні й надзвичайних ситуаціях. Навіть нерозділена любов — це стан речей, який можна змінити, а любов завоювати, я знаю точно.

Мої інструменти подолання «труднощів»: повага до світу, повага до себе, гумор, немодна зараз шляхетність й дрібка акторської майстерності. Близькі й колеги не дадуть збрехати, я майже ніколи не кричу й не вживаю різкої лексики. Якщо критична ситуація — беру паузу, дихаю й кажу щось типу «Панове, я перепрошую, АЛЕ…»

Також «труднощі» мені допомагає долати… жіночність. Але я — про жіночність нового типу. Не копіювання чоловічої агресивної поведінки, не маніпулятивні патерни «лялечки, яку треба опікати», а слідування своїй жіночій індивідуальності. Так, вона може мінятися від жорсткості до турботи, від палкої щирості до холодної принциповості. Але зрештою, СИЛА — ЖІНОЧОГО РОДУ. Слідувати їй — важчий і довший шлях, ніж звиклі, але він приносить якісніші результати і людей, до яких ти йшов усе попереднє життя.

Марина Батуринец

маринабатуринетс

Основатель в школа SMM Bazilik, SMM-специалист в Коворкинге «Платформа» и SMM-специалист в «Уличной еде»

Карьерный путь: проекты в Karabas.com, Школа фотографии Тараса Маляревича, Baldessarini, Pechersky Luxury Apartments, Geometria.ru Киев, Red Point, Pyramida, Printogram.

—С чего началась Ваша работа в маркетинге?

С большого желания. По образованию я — юрист и, когда в 16 лет встал вопрос выбора профессии, понятия SMM не было в принципе, а маркетинг казался не таким интересным. А вот писать и придумывать — это я любила. Когда поняла, что быть юристом — это не моё, ушла в журналистику и попала на волну создания блогов и развития сайтов в социальных сетях. Вот так, методом проб и ошибок, делались первые шаги, которые в итоге привели к единому :)

—Какими качествами должен обладать маркетолог или PR-специалист?

Вы должны генерировать идеи 24/7. Даже самые нелепые или тяжело выполнимые. Вы должны любить то, что вы делаете: продукт или бренд, с которым вы работаете.

—Ваш профессиональный девиз

Маркетинг — не наука, а искусство. Только с этой точки зрения вы сможете создать что-то поистине уникальное.

Алёна Деньга

аленаденьга

Фриланс-консультант по digital-стратегиям

Карьерный путь: SMM-стратег в Communicating a New Ukraine; digital-стратег в Olshansky & Partners; менеджер по интернет-маркетингу в Internet Invest; SEO-менеджер в ZEEMA media; маркетинг-менеджер в IZUM.ua

—Как Вы пришли в маркетинг?

В сфере интернет-маркетинга никого не удивишь отсутствием профильного образования — интернет-маркетологов не подготавливают ни в одном ВУЗе Украины, так что осваивать азы и развиваться в этом направлении мне, как и многих коллегам, пришлось самостоятельно. По образованию я психолог. При поступлении в ВУЗ профессию психолога я выбирала умышленно: я знала, что практиковать не буду, но психология — хорошая база для любой работы с людьми. Изначально я думала, что дальше пойду в рекламу, но работа в журнале «Новый маркетинг» открыла для меня более интересное направление — маркетинг. Далее был кризис и целых полгода на самостоятельное изучение основ интернет-маркетинга и первые попытки SMM и SEO. Сегодня я ушла больше в комплексные стратегии, без которых считаю невозможным продвижение любого бизнеса или идеи, как в интернете, так и в оффлайне.

—Можете ли выделить какой-то отдельный проект? Расскажите о нём

Каждый из тех проектов, что прошёл «через мои руки», чему-то меня научил и помог развиться профессионально, поэтому я не могу назвать какой-то один конкретный проект. Даже в тех случаях, когда что-то идет не так, и случаються «фейлы», которые приходиться разгребать, я нахожу чему поучиться, ведь негативный опыт — это тоже опыт. Мне нравится работать с самыми разными проектами: это существенно расширяет кругозор, ведь каждый раз приходиться работать с новыми задачами и аудиториями. Для меня это как решить головоломку.

Последние 2 года я много времени уделяю общественно полезным проектам, 9 месяцев работала с тремя государственными инициативами, а сейчас вхожу в состав команды инкубатора для проектов на основе открытых государственных данных — 1991 Open Data Incubator.

—Каких авторов и книги можете порекомендовать начинающим маркетологам?

Прежде, чем начинать изучать SEO, SMM, direct-маркетинг или контекстную рекламу, стоит обратиться к азам и основам классического маркетинга и рекламы: Траут, Огилви, Сет Годин, Манн и другие. Также настоятельно рекомендую читать книги по психологии и социальной психологии — вы удивитесь, сколько всего интересного и применимого в маркетинге вы обнаружите. Из последних мною прочитанных — Ричард Броуди «Психические вирусы ума» и Аросон Эллиот «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения».

Постоянно читая мастер-классы и тренинги, я решила создать сообщество для развитие отрасли, где бы выкладывалась полезная информация и любой желающий мог задать интересующий вопрос — «Тайное общество digital-масонов». Пытаюсь собрать некую тусовку специалистов и тех, кто планирует ими стать. Название группы вполне себя оправдывает — вступлению с ряды вольных специалистов предшествует некий ритуал инициации. Ещё появился канал в Telegram с ссылками на интересные материалы и новости из отрасли. И там, и там появляется сборная солянка разных материалов из самых разных источников — от интернет-изданий до личных блогов.

 


 

Вот такие собеседницы были у нашей редакции в этот раз. Если вы хотели бы рассказать свою историю и поучаствовать в следующем выпуске «Женщин в маркетинге» или «Женщин в ІТ / науке / бизнесе» — напишите нашему редактору Екатерине Прогнимак: prognimak@blog.imena.ua