«Наука больше не может быть достоянием отдельных людей» — Александр Гапак, 15х4

В этом году на самой масштабной IT-конференции Украины iForum впервые целый поток будет посвящён теме образования в информационную эпоху. Среди докладчиков будут представители образовательных инициатив, о которых наша редакция уже рассказывала: Prometheus и «Наукові пікніки», CEDOS и EdEra, а также многие другие.

Сегодня мы познакомим вас с ещё одним проектом из программы iForum-2016, который объединяет молодых учёных и фанатов науки с одной амбициозной целью — популяризировать науку в Украине. Основатель Александр Гапак отвечает на наши вопросы о том, как и зачем проект 15х4 создаёт украинскую гражданскую науку:

— Что такое «гражданская наука» в понимании основателя 15х4 и зачем ваш проект развивает её в Украине?

В 2010 году IBM сделала прогноз тенденций на ближайшие 5 лет. Одним из пяти предсказаний был рост участия широкого круга добровольцев в научной работе. В пресс-релизе было написано: «Вам не обязательно быть учёным, чтобы спасти планету». Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Наука и образование — действенный способ влиять на будущее и улучшать жизнь людей, при этом — важно отметить! — жизнь всех людей, а не только учёных. Поэтому все люди, не только учёные, должны быть заинтересованы в развитии науки и образования. А Украина пока что не самое прогрессивное место на планете — и как раз в таких местах особенно нужны улучшения.

Для меня заниматься образовательными проектами — это моральный императив, это то, что мы должны делать, чтобы будущее наступило.

— Какие каналы используете в 15х4 для популяризации науки, какие мероприятия проводите и где?

Я хочу не просто популяризировать науку, а популяризировать саму идею популяризации, призвать энтузиастов в разных городах организовывать собственные проекты. Сегодня 15х4 проводит мероприятия в Харькове, Киеве и Львове, уже готовятся такие же процессы в Москве, Одессе, Черновцах и многих других городах. Мы записываем видео наших лекций и наполняем ими наш YouTube-канал. Анонсы мероприятий можно найти в наших группах в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook.

Кроме того, 15х4 активно занимается многими другими вещами: например, мы перевели на украинский книгу Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и готовим её к печати.

Ася Казанцева

Ася Казанцева

Сейчас внутри сообщества разрабатываются образовательные проекты для школьников и детей в детских домах. Люди рождаются очень любопытными, потому мы хотим вовлекать их в науку как можно раньше.

— Расскажете больше о проектах для школьников или это пока секрет?

Могу рассказать про две самых созревших идеи. Первая — 15х4School, проект по вовлечению школьников в популяризацию науки. Мы хотим дать школьникам опыт публичных выступлений, школьным учителям — опыт общения с молодыми учеными-волонтёрами, а стране — новое поколение популяризаторов.

Вторая идея — моя давняя мечта. Однажды я увидел выступление индийца Сугата Митры, в котором он рассказывал о своем замечательном опыте. Он приезжал в индийское село, вмуровывал в стену компьютер и уезжал. Возвращался через полгода и наблюдал прекрасную картину: деревенские дети, не зная английского и не имея никакого опыта общения с компьютерами, разобрались во всех установленных программах и даже устранили ряд неисправностей, не замеченных самим Митрой. Он повторил этот опыт несколько раз и каждый раз был поражён. Дети сами, без помощи взрослых, разобрались с компьютером.

То же самое случилось и со мной. Рано получив доступ к компьютеру, я, будучи ребёнком, без помощи взрослых научился программировать и открыл невероятный мир интернета. Я хочу дать этот шанс детям в детских домах и интернатах.

15х4 совместно с энтузиастами из некоммерческих мастерских, которые занимаются разработкой 3D-принтеров, микроконтроллеров и многими другими замечательными вещами, на коленке возрождая разработку электроники в Украине, планируем собрать старые компьютеры, отремонтировать их и подарить детям в детские дома и интернаты, после чего провести им ряд лекций о сетевой безопасности и использованию образовательных ресурсов. Это долговременный проект, требующий вложения большого количества сил и ресурсов, но я верю в его ещё более долговременные результаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

12884512_1073334652727903_579264116_n

— В проекте 15х4 можно услышать лекции на самые разные темы или вы придерживаетесь определённой направленности?

У нас нет ограничения на темы: главное — оставаться в рамках «научно-популярной лекции», но есть определённая структура мероприятия, которую мы стараемся не нарушать.

Каждый раз мы читаем по четыре лекции. Первая — обычно самая сложная, вторая, напротив, развлекательная. Дальше мы делаем перерыв, третью лекцию после перерыва мы называем global topic — в ней мы рассказываем о современных научных исследованиях, новых технологиях и социальных проблемах человечества. Четвёртая — лекция для лекторов: о выступлениях, презентациях, работе над текстом или просто про интересные хобби, например, в марте Богдан Колчигин, специалист в области ИИ, прочитал лекцию о безмоторной авиации: планерах, дельтапланах и парапланах.

12516270_1073335832727785_1172366108_n

Богдан Колчигин во время чтения лекции о безмоторной авиации

— Какие сферы науки, по Вашим наблюдениям, сегодня наиболее популярны среди широкой украинской онлайн-аудитории и почему?

Как обычно, у широкой аудитории высокий спрос на псевдонауки вроде популярной психологии. Все люди интересуются работой своего мозга и общением с другими людьми, это очевидный интерес. Мы стараемся ответить на это действительно научными лекциями про устройство силы воли, самосознание, работу системы подкрепления, выученную беспомощность и так далее.

Со стороны фанатов науки я легко могу выделить две области, которые у нас в однозначном фаворе — современная физика и биология человека. И тут интерес очевиден: физика отвечает на многие самые сложные вопросы о строении как вещества во вселенной, так и самой вселенной, а биология человека, особенно такие отрасли, как нейрофизиология и генетика, отвечает на многие вопросы о нас самих.

— Что до увлечения псевдонауками: с какими заблуждениями среди аудитории сталкивались чаще всего?

Этот вопрос я хочу перенаправить нашему специалисту по работе с заблуждениями, Анне Дорошенко из проекта Intellect Networking:

Анна Дорошенко

Анна Дорошенко

Самые распространённые заблуждения связаны с непониманием того, как работает наука. Классические примеры таких псевдонаучный рассуждений – это высказывание типа «эволюция – это всего лишь теория» и «эволюция – не доказана». Значение терминов «теория» и «доказательства» в науке и повседневной жизни отличаются. Гравитация – это тоже всего лишь теория, но выпрыгивать из окна всё равно опасно для жизни.

Вторая большая группа заблуждений связана с устаревшими научными данными. В начале XX века нейробиологи многое не понимали в работе мозга: удаление некоторых частей, казалось, никак не влияет на его работу. Сейчас учёные знают немного больше, а старые представления о том, что «мозг работает всего на 10%» , а люди делятся на правополушарных и левополушарных, продолжают тиражироваться всякими эзотериками и коучами всех мастей.

Но самые опасные заблуждения – это те, что мимикрируют под науку. В первую очередь, это антипрививочное движение, борцы с генно-модифицированными продуктами и СПИД-диссиденты. Подобные антинаучные движения приносят вред не только своим адептам, но ставят под угрозу здоровье и благополучие всего общества.

Именно с целью развенчивания этих и других антинаучных мифов был создан проект Intellect Networking.

— Сколько человек задействовано в 15х4, как организован рабочий процесс?

Сегодня сообщество организаторов 15х4 насчитывает около 50 человек, большинство занято организацией мероприятий и администрированием соцсетей. Есть много разных команд: одна занимается дизайном, другая разрабатывает сайт, кто-то пишет сабы, есть ребята, которые рисуют арт для футболок и наклеек. Всех и не перечислишь.

В организации работы мы используем инструменты, зарекомендовавшие себя при разработке программного обеспечения: командный мессенджер Slack, систему управления задачами Trello и Google Docs для совместной работы над документацией. Для многих наших волонтёров 15х4 — это не просто смыслообразующая деятельность, но и опыт работы с современными технологиями, который поможет найти им интересную работу в IT.

12884356_1073333876061314_524240173_n

— Вы как-то защищаете авторское право на лекции и прочие материалы 15х4 в Сети?

Когда я говорю от лица нашего сообщества, то я, обычно, рассказываю следующее: все видео наших лекций доступны под лицензией Creative Commons. Вы можете использовать наши видео, текст лекции и презентацию любым не коммерческим образом, не спрашивая никаких разрешений. Вы можете использовать их в своей научной деятельности, как наглядное пособие или как основу для школьного реферата.

Когда же я говорю от своего лица, то я менее сдержан. Человечество, как вид, достигло такой плотности населения, что культура и наука больше не могут быть достоянием отдельных людей, корпораций или государств. Культура и наука должны стать достоянием всего человечества, как вида, если этот вид хочет продолжать существовать. Любые ограничения в распространении информации, которая может быть потенциально полезна другим людям, я рассматриваю как преступление против человечества.

Думаю, что через сотню лет закрытие торрент-трекеров по решению правообладателей будет казаться такой же дикостью, как сожжение Александрийской библиотеки в 391 году.

— Поделитесь интересной статистикой просмотра ваших материалов, какие видео наиболее популярны?

Например за февраль у нас 20 тыс. просмотров. Самые популярные видео: лекция Аси Казанцевой про никотин и алкоголь и моя лекция про искусственный интеллект:

— Вы сотрудничаете с государственными учреждениями из сферы науки и образования?

Мой опыт взаимодействия с вузами, в основном, упирался в бюрократию и коррупцию, что не допустимо для такого открытого сообщества, как 15х4. Безусловно, есть замечательные преподаватели и не все университеты одинаково коррумпированы, однако пока что мы решили не напрашиваться на сотрудничество с вузами и предпочитаем работать с другими энтузиастами. Например, в январе 15х4 совместно с Intelect Networking и «Моя Наука» организовали три лекции известного научного журналиста из России Аси Казанцевой в Киеве и Харькове.

Ася Казанцева во время чтения лекции

Ася Казанцева во время чтения лекции

С другой стороны, мы всегда открыты к диалогу с вузами и будем рады сотрудничать в будущем.

— В каких городах уже проходят мероприятия 15х4, какие города планируете охватить?

По состоянию на сегодня, март 2016 года мероприятия 15х4 проходят в Харькове, Киеве и Львове. Сейчас мы работаем с волонтёрами из многих других городов — уже почти готов к открытию 15х4 в Москве, активно идёт работа в Одессе, Кишиневе, Чернигове. Волонтёры из многих других городов — от Новосибирска до Северодонецка — ждут пока их соберётся побольше 🙂

12404666_1073336452727723_1014001453_n

— Вы упомянули российские города и мы не можем не спросить: удаётся ли в научной тусовке избегать конфликтов из-за кризиса в украинско-российских отношениях?

15×4 — аполитичный проект. Я считаю, что наука — достояние всего человечества и чем равномернее будут распределены научные знания по планете, тем лучше будет каждому конкретному индивидууму. Несмотря на то, что пока что наши лекции проходят в Украине, украинцы составляют лишь треть нашей аудитории. У нас много зрителей в России, есть постоянные зрители из Беларуси, Казахстана, Германии, Польши, США и Великобритании.

Пока что весь мой опыт взаимодействия с российскими учёными и популяризаторами говорит мне, что они — прекрасные люди, которым также очень некомфортно в сложившейся ситуации. Многие мои друзья из России приносят искренние извинения и надеются на решение этого конфликта. Я всем сердцем надеюсь, что взаимодействие учёных поможет уладить культурную конфронтацию, так же, как во времена Второй Мировой войны крепкая дружба европейских физиков помешала Германии разработать атомную бомбу.

— На какие средства существует ваш проект? Вы ищете инвесторов, планируете запускать краудфандинг или присоединяться к инкубаторам научных проектов?

У нашего проекта очень простая система монетизации — её нет. Мы проводим мероприятия за свои личные деньги. Мы тратим всё наше время на то, чтобы сделать лекции лучше, а проект интереснее, вместо того, чтобы тратить время на поиск инвестиций. И это приносит свои плоды: например, зимой в Харькове платформа «Фабрика» предоставляла нам помещение бесплатно, во Львове нас бесплатно приютила Львовская Медиатека. В Киеве нам бесплатно предоставляют помещение в Доме Книги (жаль, что там не помещаются все наши зрители). Если у вас есть площадка с проектором в Киеве на 150+ человек, свяжитесь со мной.

Однако с ростом проекта и количества лекториев стала очевидна необходимость системного решения вопроса финансирования. С одной стороны, мы хотим избежать правовых конфликтов, с другой — исключить возможность злоупотребления. Пока что у нас нет никакой хорошей идеи, как это организовать, так что всем людям, которые хотят помочь нашему проекту, я отвечаю просто — вступайте в наши ряды, пишите мне напрямую! 🙂

— Какой результат можно будет считать успешной реализацией ваших задумок в рамках 15х4?

С первых дней существования проект не перестаёт меня удивлять, обгоняя все мои самые смелые мечты. Пожалуй, сегодня мои цели — открыть 15х4 в каждом миллионнике на постсоветском пространстве, расширить нашу аудиторию из тысяч зрителей до сотен тысяч и начать работать с детьми.

Но 15х4 — это не я, а живой организм, коллективный разум десятков замечательных умных людей. Подозреваю, 15х4 снова меня удивит.