«Наука больше не может быть достоянием отдельных людей» — Александр Гапак, 15х4

В этом году на самой масштабной IT-конференции Украины iForum впервые целый поток будет посвящён теме образования в информационную эпоху. Среди докладчиков будут представители образовательных инициатив, о которых наша редакция уже рассказывала: Prometheus и «Наукові пікніки», CEDOS и EdEra, а также многие другие.

Сегодня мы познакомим вас с ещё одним проектом из программы iForum-2016, который объединяет молодых учёных и фанатов науки с одной амбициозной целью — популяризировать науку в Украине. Основатель Александр Гапак отвечает на наши вопросы о том, как и зачем проект 15х4 создаёт украинскую гражданскую науку:

— Что такое «гражданская наука» в понимании основателя 15х4 и зачем ваш проект развивает её в Украине?

В 2010 году IBM сделала прогноз тенденций на ближайшие 5 лет. Одним из пяти предсказаний был рост участия широкого круга добровольцев в научной работе. В пресс-релизе было написано: «Вам не обязательно быть учёным, чтобы спасти планету». Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Наука и образование — действенный способ влиять на будущее и улучшать жизнь людей, при этом — важно отметить! — жизнь всех людей, а не только учёных. Поэтому все люди, не только учёные, должны быть заинтересованы в развитии науки и образования. А Украина пока что не самое прогрессивное место на планете — и как раз в таких местах особенно нужны улучшения.

Для меня заниматься образовательными проектами — это моральный императив, это то, что мы должны делать, чтобы будущее наступило.

— Какие каналы используете в 15х4 для популяризации науки, какие мероприятия проводите и где?

Я хочу не просто популяризировать науку, а популяризировать саму идею популяризации, призвать энтузиастов в разных городах организовывать собственные проекты. Сегодня 15х4 проводит мероприятия в Харькове, Киеве и Львове, уже готовятся такие же процессы в Москве, Одессе, Черновцах и многих других городах. Мы записываем видео наших лекций и наполняем ими наш YouTube-канал. Анонсы мероприятий можно найти в наших группах в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook.

Кроме того, 15х4 активно занимается многими другими вещами: например, мы перевели на украинский книгу Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и готовим её к печати.

Ася Казанцева

Ася Казанцева

Сейчас внутри сообщества разрабатываются образовательные проекты для школьников и детей в детских домах. Люди рождаются очень любопытными, потому мы хотим вовлекать их в науку как можно раньше.

— Расскажете больше о проектах для школьников или это пока секрет?

Могу рассказать про две самых созревших идеи. Первая — 15х4School, проект по вовлечению школьников в популяризацию науки. Мы хотим дать школьникам опыт публичных выступлений, школьным учителям — опыт общения с молодыми учеными-волонтёрами, а стране — новое поколение популяризаторов.

Вторая идея — моя давняя мечта. Однажды я увидел выступление индийца Сугата Митры, в котором он рассказывал о своем замечательном опыте. Он приезжал в индийское село, вмуровывал в стену компьютер и уезжал. Возвращался через полгода и наблюдал прекрасную картину: деревенские дети, не зная английского и не имея никакого опыта общения с компьютерами, разобрались во всех установленных программах и даже устранили ряд неисправностей, не замеченных самим Митрой. Он повторил этот опыт несколько раз и каждый раз был поражён. Дети сами, без помощи взрослых, разобрались с компьютером.

То же самое случилось и со мной. Рано получив доступ к компьютеру, я, будучи ребёнком, без помощи взрослых научился программировать и открыл невероятный мир интернета. Я хочу дать этот шанс детям в детских домах и интернатах.

15х4 совместно с энтузиастами из некоммерческих мастерских, которые занимаются разработкой 3D-принтеров, микроконтроллеров и многими другими замечательными вещами, на коленке возрождая разработку электроники в Украине, планируем собрать старые компьютеры, отремонтировать их и подарить детям в детские дома и интернаты, после чего провести им ряд лекций о сетевой безопасности и использованию образовательных ресурсов. Это долговременный проект, требующий вложения большого количества сил и ресурсов, но я верю в его ещё более долговременные результаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

12884512_1073334652727903_579264116_n

— В проекте 15х4 можно услышать лекции на самые разные темы или вы придерживаетесь определённой направленности?

У нас нет ограничения на темы: главное — оставаться в рамках «научно-популярной лекции», но есть определённая структура мероприятия, которую мы стараемся не нарушать.

Каждый раз мы читаем по четыре лекции. Первая — обычно самая сложная, вторая, напротив, развлекательная. Дальше мы делаем перерыв, третью лекцию после перерыва мы называем global topic — в ней мы рассказываем о современных научных исследованиях, новых технологиях и социальных проблемах человечества. Четвёртая — лекция для лекторов: о выступлениях, презентациях, работе над текстом или просто про интересные хобби, например, в марте Богдан Колчигин, специалист в области ИИ, прочитал лекцию о безмоторной авиации: планерах, дельтапланах и парапланах.

12516270_1073335832727785_1172366108_n

Богдан Колчигин во время чтения лекции о безмоторной авиации

— Какие сферы науки, по Вашим наблюдениям, сегодня наиболее популярны среди широкой украинской онлайн-аудитории и почему?

Как обычно, у широкой аудитории высокий спрос на псевдонауки вроде популярной психологии. Все люди интересуются работой своего мозга и общением с другими людьми, это очевидный интерес. Мы стараемся ответить на это действительно научными лекциями про устройство силы воли, самосознание, работу системы подкрепления, выученную беспомощность и так далее.

Со стороны фанатов науки я легко могу выделить две области, которые у нас в однозначном фаворе — современная физика и биология человека. И тут интерес очевиден: физика отвечает на многие самые сложные вопросы о строении как вещества во вселенной, так и самой вселенной, а биология человека, особенно такие отрасли, как нейрофизиология и генетика, отвечает на многие вопросы о нас самих.

— Что до увлечения псевдонауками: с какими заблуждениями среди аудитории сталкивались чаще всего?

Этот вопрос я хочу перенаправить нашему специалисту по работе с заблуждениями, Анне Дорошенко из проекта Intellect Networking:

Анна Дорошенко

Анна Дорошенко

Самые распространённые заблуждения связаны с непониманием того, как работает наука. Классические примеры таких псевдонаучный рассуждений – это высказывание типа «эволюция – это всего лишь теория» и «эволюция – не доказана». Значение терминов «теория» и «доказательства» в науке и повседневной жизни отличаются. Гравитация – это тоже всего лишь теория, но выпрыгивать из окна всё равно опасно для жизни.

Вторая большая группа заблуждений связана с устаревшими научными данными. В начале XX века нейробиологи многое не понимали в работе мозга: удаление некоторых частей, казалось, никак не влияет на его работу. Сейчас учёные знают немного больше, а старые представления о том, что «мозг работает всего на 10%» , а люди делятся на правополушарных и левополушарных, продолжают тиражироваться всякими эзотериками и коучами всех мастей.

Но самые опасные заблуждения – это те, что мимикрируют под науку. В первую очередь, это антипрививочное движение, борцы с генно-модифицированными продуктами и СПИД-диссиденты. Подобные антинаучные движения приносят вред не только своим адептам, но ставят под угрозу здоровье и благополучие всего общества.

Именно с целью развенчивания этих и других антинаучных мифов был создан проект Intellect Networking.

— Сколько человек задействовано в 15х4, как организован рабочий процесс?

Сегодня сообщество организаторов 15х4 насчитывает около 50 человек, большинство занято организацией мероприятий и администрированием соцсетей. Есть много разных команд: одна занимается дизайном, другая разрабатывает сайт, кто-то пишет сабы, есть ребята, которые рисуют арт для футболок и наклеек. Всех и не перечислишь.

В организации работы мы используем инструменты, зарекомендовавшие себя при разработке программного обеспечения: командный мессенджер Slack, систему управления задачами Trello и Google Docs для совместной работы над документацией. Для многих наших волонтёров 15х4 — это не просто смыслообразующая деятельность, но и опыт работы с современными технологиями, который поможет найти им интересную работу в IT.

12884356_1073333876061314_524240173_n

— Вы как-то защищаете авторское право на лекции и прочие материалы 15х4 в Сети?

Когда я говорю от лица нашего сообщества, то я, обычно, рассказываю следующее: все видео наших лекций доступны под лицензией Creative Commons. Вы можете использовать наши видео, текст лекции и презентацию любым не коммерческим образом, не спрашивая никаких разрешений. Вы можете использовать их в своей научной деятельности, как наглядное пособие или как основу для школьного реферата.

Когда же я говорю от своего лица, то я менее сдержан. Человечество, как вид, достигло такой плотности населения, что культура и наука больше не могут быть достоянием отдельных людей, корпораций или государств. Культура и наука должны стать достоянием всего человечества, как вида, если этот вид хочет продолжать существовать. Любые ограничения в распространении информации, которая может быть потенциально полезна другим людям, я рассматриваю как преступление против человечества.

Думаю, что через сотню лет закрытие торрент-трекеров по решению правообладателей будет казаться такой же дикостью, как сожжение Александрийской библиотеки в 391 году.

— Поделитесь интересной статистикой просмотра ваших материалов, какие видео наиболее популярны?

Например за февраль у нас 20 тыс. просмотров. Самые популярные видео: лекция Аси Казанцевой про никотин и алкоголь и моя лекция про искусственный интеллект:

— Вы сотрудничаете с государственными учреждениями из сферы науки и образования?

Мой опыт взаимодействия с вузами, в основном, упирался в бюрократию и коррупцию, что не допустимо для такого открытого сообщества, как 15х4. Безусловно, есть замечательные преподаватели и не все университеты одинаково коррумпированы, однако пока что мы решили не напрашиваться на сотрудничество с вузами и предпочитаем работать с другими энтузиастами. Например, в январе 15х4 совместно с Intelect Networking и «Моя Наука» организовали три лекции известного научного журналиста из России Аси Казанцевой в Киеве и Харькове.

Ася Казанцева во время чтения лекции

Ася Казанцева во время чтения лекции

С другой стороны, мы всегда открыты к диалогу с вузами и будем рады сотрудничать в будущем.

— В каких городах уже проходят мероприятия 15х4, какие города планируете охватить?

По состоянию на сегодня, март 2016 года мероприятия 15х4 проходят в Харькове, Киеве и Львове. Сейчас мы работаем с волонтёрами из многих других городов — уже почти готов к открытию 15х4 в Москве, активно идёт работа в Одессе, Кишиневе, Чернигове. Волонтёры из многих других городов — от Новосибирска до Северодонецка — ждут пока их соберётся побольше 🙂

12404666_1073336452727723_1014001453_n

— Вы упомянули российские города и мы не можем не спросить: удаётся ли в научной тусовке избегать конфликтов из-за кризиса в украинско-российских отношениях?

15×4 — аполитичный проект. Я считаю, что наука — достояние всего человечества и чем равномернее будут распределены научные знания по планете, тем лучше будет каждому конкретному индивидууму. Несмотря на то, что пока что наши лекции проходят в Украине, украинцы составляют лишь треть нашей аудитории. У нас много зрителей в России, есть постоянные зрители из Беларуси, Казахстана, Германии, Польши, США и Великобритании.

Пока что весь мой опыт взаимодействия с российскими учёными и популяризаторами говорит мне, что они — прекрасные люди, которым также очень некомфортно в сложившейся ситуации. Многие мои друзья из России приносят искренние извинения и надеются на решение этого конфликта. Я всем сердцем надеюсь, что взаимодействие учёных поможет уладить культурную конфронтацию, так же, как во времена Второй Мировой войны крепкая дружба европейских физиков помешала Германии разработать атомную бомбу.

— На какие средства существует ваш проект? Вы ищете инвесторов, планируете запускать краудфандинг или присоединяться к инкубаторам научных проектов?

У нашего проекта очень простая система монетизации — её нет. Мы проводим мероприятия за свои личные деньги. Мы тратим всё наше время на то, чтобы сделать лекции лучше, а проект интереснее, вместо того, чтобы тратить время на поиск инвестиций. И это приносит свои плоды: например, зимой в Харькове платформа «Фабрика» предоставляла нам помещение бесплатно, во Львове нас бесплатно приютила Львовская Медиатека. В Киеве нам бесплатно предоставляют помещение в Доме Книги (жаль, что там не помещаются все наши зрители). Если у вас есть площадка с проектором в Киеве на 150+ человек, свяжитесь со мной.

Однако с ростом проекта и количества лекториев стала очевидна необходимость системного решения вопроса финансирования. С одной стороны, мы хотим избежать правовых конфликтов, с другой — исключить возможность злоупотребления. Пока что у нас нет никакой хорошей идеи, как это организовать, так что всем людям, которые хотят помочь нашему проекту, я отвечаю просто — вступайте в наши ряды, пишите мне напрямую! 🙂

— Какой результат можно будет считать успешной реализацией ваших задумок в рамках 15х4?

С первых дней существования проект не перестаёт меня удивлять, обгоняя все мои самые смелые мечты. Пожалуй, сегодня мои цели — открыть 15х4 в каждом миллионнике на постсоветском пространстве, расширить нашу аудиторию из тысяч зрителей до сотен тысяч и начать работать с детьми.

Но 15х4 — это не я, а живой организм, коллективный разум десятков замечательных умных людей. Подозреваю, 15х4 снова меня удивит.

Читайте также:

5 найкращих організацій, які використовують Web 3.0 для вирішення біотехнологічних проблем

Як інженери перетворили мертвих павуків на маніпулятори для роботів

Добірка українських подкастів про науку, технології та IT

Сервіси для навчання, роботи й дозвілля, які надали українцям безкоштовний доступ