Отложим в сторону вопросы этики использования автономных автомобилей, забудем ненадолго о всех тех потенциальных проблемах, которые встанут перед человечеством после создания искусственного интеллекта, и промолчим о технической стороне вопроса. Появление в нашем мире автомобилей, которым не нужны водители – слишком сложная тема, чтобы охватить её в одной статье. Лучше поговорим о том, как изменится наш мир, когда автономный транспорт распространится повсеместно.
Google и Tesla чуть ли не ежедневно отчитываются о новых успехах в разработке беспилотных авто – не отстают от них и другие автопроизводители, обещая автомобили на автопилоте уже к 2020 году. Сейчас наверняка можно утверждать лишь одно – выход беспилотных машин на улицы городов серьёзно преобразит рынок автострахования, поскольку роботизированные системы наверняка снизят число несчастных случаев на дорогах.
Впрочем, это ещё не самые существенные преображения, которые ждут наш мир после запуска роботизированных авто в массовое производство. Давайте порассуждаем, пофантазируем и даже попытаемся спрогнозировать основные перемены, которые, если верить автоконцернам, ждут нас с 2020 года.
Оружие террора
Ряд исследователей, включая аналитиков ФБР, убеждены, что массовый выход на дороги беспилотных автомобилей может породить новую вспышку террора и привнести нотку hi-tech в мир криминала. Компьютер самоуправляемого автомобиля может быть взломан буквально любым хакером – это, к слову, доказывают уже сегодня самые разные люди и организации. ФБР, также, опасается, что такой автомобиль можно “нафаршировать” взрывчаткой и направить к цели. Кроме того, перехватив управление, можно устроить масштабную автокатастрофу, чтобы устранить, например, неугодных конкурентов. Наконец, беспилотный автомобиль станет для преступников идеальным средством отрыва от погони – они смогут вести огонь по правоохранителям на ходу, не отвлекаясь на управление транспортом.
Дом на колёсах
Уже сегодня в тех же США существует немало людей, которые предпочитают жить в автомобилях-трейлерах, колеся по дорогам страны, и перебиваясь случайными заработками. Если же убрать из этой схемы усталость от вождения и прибавить уют домашнего комфорта – а автомобили-дома могут быть ну очень удобными – получается, что выход в тираж беспилотных автомобилей превратит немало людей в кочевников. Добавляем сюда повсеместное распространение широкополосного интернет-подключения, которое нам обещает Facebook, тенденцию к смене бензиновых двигателей на электрические (и не забудьте бесплатную подзарядку на станциях) – получаем нацию автокочевников, которые, удалённо работая, скажем, в Нью-Йорке, выполняют свою работу и одновременно путешествуют по Европе.
Удар по частному автомобилизму
В перспективе беспилотные автомобили могут в принципе уничтожить само понятие «моя машина». Компания BMW, например, предлагает к рассмотрению вариант устройства системы городского транспорта исключительно из беспилотных автомобилей. В соответствии с таким сценарием, автомобиль будет использоваться в течение целого дня по необходимости находящимися поблизости людьми. То есть, доставив вас из магазина домой, он подхватит соседа и повезёт его в парикмахерскую. Преимущества такой модели включают в себя снижение трафика и объёмов выбросов углерода в атмосферу. Минусы – у вас больше не будет именно вашей, личной машины.
Сокращение полицейских бюджетов
Существенная часть дохода правоохранительных органов всего мира – штрафы автомобилистов за нарушение правил дорожного движения. Ежегодно на них зарабатывают миллиарды, которые формируют бюджеты полицейских управлений всего мира, не говоря уж о семейных бюджетах инспекторов, которые предпочитают решать проблему с водителем «без протокола». Но вот на дороги вышли беспилотные автомобили – и кого теперь штрафовать? Компьютеры не будут совершать ошибок, и штрафы за проезд на красный свет и превышение скорости быстро исчезнут. Пока что не совсем ясно, как это повлияет на систему правоохранительных органов, однако штрафы за несоблюдение ПДД в перспективе исчезнут бесследно.
Неконтролируемые “глюки”
Ваша домашняя система не раз «радовала» неожиданным обрушением и бесследным исчезновением дорогой, хотя бы только и для вас, информации. Но даже самый совершенный компьютер даёт сбои. А теперь давайте спроецируем эту беду на глобальную систему контроля беспилотного трафика. Сбой в ней равнозначен грандиозной аварии, гибели людей и порче имущества. При этом – совершенно неясно, кого винить. В принципе, в беспилотном авто может просто поломаться тот или иной датчик, опираясь на данные с которого компьютер и осуществляет управление машиной. Как минимум, в ближайшем будущем IT-компаниям придётся проектировать системы, которые распознают, когда датчик не передаёт информацию корректно или вообще ничего не передаёт.