Эти скучные оффлайн-выборы

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]

Второй тур выборов на должность мэра ещё предстоит ряду украинских городов, но в основном избирательная кампания на местных выборах в Украине завершилась — и это были едва ли не самые скучные выборы в плане технологий за прошедшие 10 лет. Нет, я говорю не про технологии накрутки голосов, подкупа избирателей или прочие «технологии», о которых до хрипоты спорят гости различных политических ток-шоу. Речь о технологиях в их первоначальном значении.

Ни один кандидат, штаб или политическая сила не предложили украинскому избирателю, обладающему как минимум одним смартфоном и ноутбуком (а часто — ещё и планшетом и Smart TV) хотя бы что-то интерактивное, полезное и познавательное в плане предвыборной агитации, гражданских инициатив и digital-коммуникаций с будущими народными избранниками. Нет, мы уже говорили когда-то, что в украинском политикуме использование мобильных приложений остаётся terra incognita; но с той поры прошёл почти год — мобильные технологии пришли в работу волонтёров, городских активистов, военных на восточных рубежах Украины. Но только не в штабы политиков.

Огромные бюджеты были выброшены на совершенное неэффективные «вдумчивые» борды, в раздачу листовок, газет и прочей предвыборной макулатуры, расклейку физиономий кандидатов на заборах стройплощадок и стенах домов в спальных районах — одним словом, на всё то, к чему у избирателя в возрасте от 18 до 38 лет выработалась давно устойчивая «рекламная слепота». Потенциальный потребитель информации давно не там, где его продолжают искать политтехнологи, расставляющие палатки с партийной символикой на перекрёстках городов и остановках, сующие листовки в ваш почтовый ящик или запихивающие партийные газеты под вашу дверь. Ни один штаб не смог (или не захотел) предложить пользователям соцсетей, мобильных приложений, онлайн-игр и разнообразных сайтов хотя бы какой-то оригинальный ход (в России Навальный хотя бы аватарку в сообществе MDK покупал — странный шаг, но по крайней мере, лучше, чем 25 листовок, которые я выгреб из своего почтового ящика накануне голосования 25 октября).

Вот уже третью предвыборную кампанию подряд я как человек, имеющий отношение к интернет-медиа, и просто в роли избирателя наблюдаю, как политики и их консультанты предпочитают не видеть в упор тех, кому, собственно, достанется страна: тех, кому сейчас от 18 до 28. Тех, кто новости узнаёт из Facebook, о встречах договаривается в Viber, а столик в кафе для переговоров или ресторан для романтического ужина подбирает через чекины и отзывы друзей в Swarm. Эти люди как будто живут в параллельной плоскости с мужчинами в костюмах, представляющимися политтехнологами украинских партий. Для мужчин в костюмах нас попросту не существует.

Конечно, покупать гречкой несчастных и не слишком принципиальных стариков или сгонять на ура-патриотические митинги женщин-«бюджетников» в смешных беретиках и одинаковых куртках намного дешевле, чем вести осознанный диалог с 20-30-летними — да и не требует никакой особой квалификации, привлечения агентств, знающих толк в ведении информационных войн и digital-кампаний. Но как показали результаты большинства местных городских и областных советов, партии, активно «сеявшие гречку», листовки и проплаченные митинги, вообще не смогли попасть в вожделенные кресла. Потому что гречку можно взять у одного кандидата — а проголосовать за другого. Вот и весь результат «политтехнологий» по-украински.

Информации, прозрачности, инноваций, о которых наши политики так любят повторять в многочисленных интервью и телеэфирах у Савика Шустера или любого другого «вечернего кукловода», — ничего этого мы не наблюдаем в работе политических сил. Такое впечатление, что ни эти люди, ни их близкие, ни их подчинённые не пользуются современными мобильными телефонами, не знают про интернет, а iPad Air используют исключительно чтобы играть в пасьянс «косынка» или смотреть на пикантные фото в Сети. И если это действительно так — самое время говорить о том, что нежелание государства понять и принять цифровую реальность, IT-бизнес и новые форматы экономических взаимоотношений (те же электронные деньги и криптовалюту) растут из того же непонимания реальности, что и желание выкинуть весь бюджет на листовки, которые никто не читает, а не на удобный сайт с программой и биографией кандидатов от своей политической силы. Или приложение, в котором мэру, политику, чиновнику можно рассказать о проблемах на вашей улице или во дворе с дорогами и освещением, Или много других полезных сервисов. В конечном итоге даже электронный бюджет столицы почему-то делают волонтёры, а не предлагают разработать сами политики. Политикам такими вопросами заниматься скучно. То ли дело борды: купил площади по баснословной цене, вывесил — и наслаждаешься своим отфотошопленным лицом целый месяц на всех улицах города.

Мы пережили ещё одни скучные выборы — со скучными лозунгами, с одинаковыми по дизайну оффлайн-носителями и с полным отсутствием digital-практик как таковых. Хочется верить, что к следующим выборам в штаб хотя бы пары-тройки партий попадёт по одному интернет-маркетологу или разработчику онлайн-сервисов. Может, тогда украинские политики наконец-то поймут, что живут в пост-технологическую эру.

 

Материал является авторской колонкой и может не совпадать с официальной позицией редакции.

Читайте также:

Дослідження індустрії MarTech в Україні

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Почему капитализм хочет нас съесть?

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»