Проект CarTube — помогут ли городам туннели для автомобилей

В Китае придумали автобус, который двигается над потоком машин. В ОАЭ строят капсульный транспорт Hyperloop. А Великобритания изучает перспективы переноса всего автомобильного транспорта под землю. Лондонская архитектурная компания PLP представила свой проект CarTube с общей идеей «Улицы — для людей, не для машин». В The Guardian изучили сценарии использоваия транспорта при внедрении такой технологии.

5978

Сценарий №1: Туннели — и только туннели

Ларс Хессельгрен (Lars Hesselgren) придумал саму идею постройки подземных туннелей для городского автотранспорта. Отдельные спецификации пока ещё не уточняются, но общий замысел таков: туннели будут дублировать существующие автомобильные дороги. Машины, заезжая в туннель, попадают на специальные платформы, цепочка которых будет формировать массивные конвейерные ленты.

Горожане сами будут определять точку начала и окончания поездки, бронировать время для неё (при чём, это актуально и для такси, и для личного транспорта), а затем в дело вступит автоматическая система управления туннелем. Автомобиль будет помещаться в специальный слот, отделённый от соседних машин, так что столкновения полностью исключаются. Чтобы подняться из туннеля в месте назначения, люди будут пользоваться специальным пассажирским лифтом. Их личные авто в это время будут дожидаться в специальных подземных паркингах, пока их не подадут в нужное место, по запросу владельца.

Так будет выглядеть одна из подземных развязок CarTube со стоянкой

Так будет выглядеть одна из подземных развязок CarTube со стоянкой

Пилотный проект от PLP предполагается реализовать в Лондоне. Время поездок сократится в 4 раза: путешествие в Сити из аэропорта Хитроу займёт всего 14 минут. Для сравнения: высокоскоростная железная дорога Crossrail, запуск которой запланирован на 2018 год, преодолеет это расстояние за 34 минуты.

Так как CarTube относится к системе технологий Smart City, главная задача проекта — устранить недостатки в городских передвижениях и улучшить экологию. Разработчики хотя избавить транспорт от вынужденных задержек (светофоры, пробки или остановки) и заменить его новой, плавно и безостановочно движущейся линией с автоматическим управлением. В PLP свой проект считают «первым после телепортации», лучшим способом передвижения. Ожидается, что повсеместное внедрение туннелей сэкономит 75% времени, которое тратит горожанин на поездки по мегаполису.

Хессельгрен описывает плюсы системы: «— Главное преимущество — это контроль, который сегодня есть в системе движения поездов и метро, но отсутствует в движении автомобилей. Даже беспилотники на дорогах не решают этой проблемы, ведь они недостаточно хорошо реагируют на непредвиденные ситуации с участием людей. Единственное решение для городских машин — это собственный выделенный трек.»

Сценарий №2: Никаких туннелей

А теперь поговорим о сложностях реализации проекта CarTube. Первая и самая важная — автоматизированные подземные туннели будут работать только с полностью подключёнными к Сети машинами на электродвигателе. На сегодняшний день электромобили составляют лишь незначительный процент от общего городского транспорта Европы, и Лондона, в частности. На прошлогодней конференции ООН, посвящённой изменениям климата, Великобритания, Германия, Голландия, Норвегия и некоторые другие страны обязались до 2050 года полностью избавиться от машин с ДВС на своей территории. То есть, при самых оптимистичных раскладах, развёртывание CarTube может начаться не ранее, чем через три десятилетия.

Вторая проблема с туннелями банальна, до безобразия – нехватка ресурсов на строительство. И как ни странно, самая острая потребность отнюдь не в деньгах, ведь проект уже заинтересовал многих инвесторов (в переговоры даже вступают представители Google). Где найти место, чтобы вписать в географию современного мегаполиса подземные дороги, дублирующие наземные шоссе? Разработчики из PLP утверждают, что туннели CarTube займут минимум места и будут довольно бюджетным решением, ведь им не нужны подземные станции и даже вентиляционная система, так как не будет автомобильных выбросов. Тем не менее, специалисты Института инженеров-механиков скептически воспринимают идею размещения новых конструкций в Лондоне, где уже есть туннели для метро, для поездов, разветвлённая канализационно-очистная система.

Следующий вопрос — о целесообразности. Разве не легче популяризировать альтернативные частному авто виды перемещения по городу, чем возводить отдельную, дорогостоящую инфраструктуру? Ведь можно, по примеру стран Скандинавии, пересадить жителей на велосипеды и общественный транспорт. «Но CarTube — это и есть общественный транспорт!» — апеллирует Хессельгрен. По его расчётам, плотно размещённые на конвейерной ленте автомобили, движущиеся со скоростью 80 км/ч, смогут перевозить больше пассажиров, чем заполненные поезда, с интервалом движения в 5 мин.

Найдётся ли в городах место для подземных шоссе?

Найдётся ли в городах место для подземных шоссе?

Вызывает недоумение профессионалов и запуск нового способа борьбы с уличными заторами именно в Лондоне, где уже действует программа с аналогичной целью (упомянутые выше скоростные поезда Crossrail). Разработчики CarTube парируют, что столица Королевства выбрана лишь площадкой для изучения городского трафика и наглядного примера. А непосредственно реализовывать проект будут в мегаполисах, где ситуация в разы хуже. Хессельгрен упоминает Дели, Джакарту, Мехико и Мумбаи, как примеры городов, которые очень выиграют от внедрения системы CarTube. Но, как мы помним, инновация работает только с электромобилями, которые умеют выходить в интернет. А переход указанных мегаполисов на такие авто наверняка растянется больше, чем на 30 лет.

Всё же, пока рано списывать проект CarTube со счетов. Как показывает история развития технологий, иногда даже недоступные инновации становятся реальностью, и часто — в самых неожиданных местах. Транспортные системы многих современных городов требуют кардинального пересмотра. Для отдельных столиц переход на электромобили может стать «наименьшим злом», чтобы решить проблему с городскими заторами. Сама команда из PLP полна энтузиазма, ведь на 2017-й у них уже запланированы встречи с потенциальными партнёрами и инвесторами. Тем временем, городские власти по всему миру пытаются реализовать менее радикальные решения: увеличивают пропускную способность общественного транспорта, ограничивают движение личных авто, стимулируют поездки на велосипеде и т.д. Читайте больше в наших материалах:

Источник: The Guardian