Тема недели: Есть ли будущее у мобильных операторов?

Ещё 10 лет назад мобильные операторы были своего рода монополистами в коммуникациях. Сообщения, передача картинок, голосовая почта, текстовые чаты даже мобильный аналог walkie-talkie — всё было под контролем у провайдеров мобильной связи.

Теперь операторы активно пиарят запуск третьего поколения мобильной связи в Украине и обещают больше новых функций. Но проблема в том, что сеть 3G (а там и LTE) нужна абонентам не для того, чтобы отправлять сообщения и совершать звонки — а чтобы выросла скорость передачи данных на смартфонах и планшетах.

Что операторы потеряли с распространением смартфонов

Современные приложения с каждым месяцем «откусывают» всё больше функций у мобильных операторов. Раньше они продавали приложения и игры — сейчас это годами делают Google и Apple (и даже Microsoft пытается что-то сделать на этом поприще). Раньше они зарабатывали на SMS и MMS — сейчас у нас есть WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook Messenger и десятки других способов отправить картинку, звук, текст и даже файл. Единственная точка соприкосновения — мобильный номер, голосовая связь на локальном уровне и оплата услуг с привязкой карты или счёта к номеру.

Возьмём любой смартфон — и там в самой ОС уже заложены сервисы, способные заменить мобильную связь при помощи VoIP. Добавим сюда сторонние приложения — возможностей становится ещё больше. Уже даже через Facebook можно звонить. Голосовая связь через беспроводные сети в Viber и Skype вообще бесплатна и позволяет связаться с любой точкой на планете, не вспоминая о недешёвом роуминге мобильной связи. Нельзя исключать, что через несколько лет идентификация по мобильному номеру не будет иметь никакого смысла, если практически у каждого владельца смартфона есть профиль в Twitter, Facebook или Google.

Кто может заменить мобильных операторов

Google хочет стать интернет-провайдером, Apple владеет самой крупной базой платёжных карт в мире, обе корпорации производят и продают свои смартфоны, приложения и сервисы — что помешает им заменить мобильных операторов на международном уровне? И никаких SIM-карт, никакого подключения и скучных контрактов на бумаге, если в смартфонах и планшетах появилась идентификация по отпечатку пальца, а все личные данные хранятся в облаке. А что если платить за трафик мы будем напрямую Apple или Google, которые, в свою очередь, будут перекупать его у операторов?

Для скептиков — простой пример из технологической истории ХХ века. В 90-е годы интернет в США ассоциировался исключительно с провайдером AOL, который не только предоставлял доступ миллионам людей к сети, но и предлагал огромный набор услуг: от новостной рассылки до форумов и оповещений о погоде. Как только интернет «вырвался» из-под контроля AOL, появились другие провайдеры, новые мессенджеры и почтовые сервисы, новые браузеры — и у компании не осталось былого величия и монополии. Как часто вы вспоминаете сегодня о своём интернет-провайдере? Правильно: когда пропадает подключение. В остальное время для вас абсолютно неважно, кто предоставляет услугу — лишь бы она работала, а тариф не «бил» по семейному или личному бюджету.

То же самое произойдёт с мобильными операторами в ближайшие несколько лет, несмотря на то, что сопротивление компаний из традиционной индустрии связи будет ощутимым. Возможно, они даже начнут прибегать к законодательному лоббизму, чтобы остаться своего рода телекоммонополистом (попытки уже были: запретить Skype, ограничить голосовой трафик через интернет-доступ и т.д.)

Будет ли война между телекомкомпаниями и ІТ-корпорациями?

Проблема не в том, что такая война будет, а в том, что война эта заранее проиграна. Простой пример: до того, как смартфоны стали массовым явлением, операторы мобильной связи в США и Азии навязывали свою волю производителям телефонов и обладали монополией на дистрибуцию приложений. Затем Apple договорилась с крупным оператором AT&T, когда запустила в продажу первый и второй iPhone — и с тех пор модель взаимодействия на рынке приложений и мобильных услуг кардинально изменилась. Оказалось, что продавать пакеты трафика намного выгоднее, чем держаться за голосовые услуги или приложения.

Единственное, что будет отличать страны — это скорость перехода операторов к тому, чтобы стать провайдером инфраструктуры для крупных международных компаний вроде Apple и Google, а не оставаться поставщиком самой услуги.

И если сейчас все ожидают запуск в Украине 3G, надеются на LTE в ближайшие пару лет, то весь остальной мир за ближайшие 5 лет может вообще увидеть технологию связи нового поколения, которая по уровню затрат на внедрение будет по силам лишь Google, Apple, Microsoft, Facebook — но никак не национальным или региональным телекомоператорам. Низкая маржинальность услуг не позволит традиционным мобильным компаниям самостоятельно построить инфраструктуру — и тогда владельцы мобильных платформ и технологий связи окончательно вытеснят операторов с рынка. Так и закончится эра привычных телефонных номеров и покупки SIM-карт.

Читайте также:

В Київстарі оцінили приблизні дати початку впровадження 5G

20 трюков Google Поиска

Starlink чи OneWEB? Kuiper чи Telesat LEO? Супутниковий інтернет стає все більш доступним

Большие надежды низкотехнологического смартфона