«Умный» скейтборд Prologix с электроприводом

Многие наверняка помнят нашумевшую техническую сенсацию начала 2000-х — электрический скутер Segway. По официальному определению, Segway — это самобалансирующееся транспортное средство с двумя колёсами, расположенными на параллельных прямых по обе стороны от водителя. Внешне Segway напоминает лёгкую двухколёсную колесницу. При наклоне тела ездока вперёд сегвей начинает катиться вперёд, при отклонении корпуса назад самокат замедляет движение, останавливается или катится задним ходом. В движение сегвей приводится двумя электромоторами (по одному на колесо) мощностью по 2 л.с. Непосвящённых пользователей Segway более всего удивляла его способность стабильно стоять на двух колёсах, либо ехать, при этом удерживая равновесие. На самом деле, это заслуга компьютерной системы стабилизации, которая сохраняет включённый самокат неподвижно в вертикальном положении.

Несмотря на впечатляющие технические характеристики (скорость около 50 км/ч и пробег до 40 км), оригинальный Segway так и не стал популярным. Слишком высокая стоимость устройства, сравнимая с ценой малолитражного автомобиля, привела к постепенному спаду интереса к нему среди публики. Кроме того, очень большой вес не позволял переносить его с места на место так же легко, как, например, велосипед, если разрядился аккумулятор.

И вот на рынке появилась гораздо более дешёвая альтернатива, использующая примерно такие же принципы движения: гироборд, известный также как гироскутер, гироцикл и минисегвей.

Box_close

Конструкция

На первый взгляд, в конструкции гироборда нет ничего высокотехнологичного: два колеса 6,5 дюймов на общей оси, но с индивидуальными электроприводами, и две платформы для ног, которые могут поворачиваться в пределах +/- 15° относительно горизонтальной плоскости.

Но именно в управлении устройством использованы очень сложные современные технологии. В основание для ног вставлены датчики, которые фиксируют изменение давления на платформу и наклон каждой из платформ. Полученные данные передаются на электронную систему, которая непосредственно управляет движением гироскутера.

Каждое колесо минисигвея снабжено электрическим приводом мощностью 350 Ватт, который способен вращать колесо как в прямом, так и в обратном направлении. Это обеспечивает отличную маневренность аппарата, например, мгновенный разворот на месте, а также достаточно высокую скорость — до 12 км/ч.

Форма Prologix K65A полностью симметрична, он может с одинаковой скоростью ехать как вперед, так и назад

Форма Prologix K65A полностью симметрична

По своей конструкции и форме Prologix K65A симметричен: вперёд и назад он едет с одинаковой скоростью, поэтому особо не имеет значения, с какой стороны «оседлать» доску. Тем не менее, считается, что фронтальная сторона — там, где расположены фары, в то время как на тыльной стороне размещены кнопка включения и гнездо для подзарядки аккумулятора. Правда, фары скорее можно назвать бортовыми огнями, поскольку они способны осветить голубоватым цветом лишь пространство на 5-10 см перед доской.

Электропривод активируется, только если нажать ногой на педаль (вес должен быть не менее 20 кг). В противном случае наклон половинок относительно горизонтальной плоскости не сможет активировать электродвигательо

Электропривод активируется, только если нажать ногой на педаль (вес должен быть не менее 20 кг). В противном случае наклон половинок относительно горизонтальной плоскости не сможет активировать электродвигатель

Влагозащита устройства выполнена по стандарту IP54. Это значит, что внутрь корпуса может попадать пыль, но она не должна оказывать влияния на работу прибора. Кроме того, корпус защищён от брызг и капель воды.


Фары в модели Prologix K65A скорее можно назвать габаритными огнями, причём их хорошо видно лишь в сумерках

Учимся ехать

В отличие от Segway, который даже в неподвижном состоянии автоматически удерживает равновесие, гироборд ничего подобного не делает. Поэтому устоять на Prologix K65A с выключенным приводом так же тяжело, как, например, на двухколёсном велосипеде без движения. Но не стоит пугаться: обучиться езде на гироборде намного проще, чем освоить скейтборд или даже обычный велосипед. Первичное обучение занимает всего 5-15 минут, в зависимости от ранее полученных навыков.

Prologix K65A оснащен 6,5-дюймовыми необслуживаемыми резиновыми колесами

Prologix K65A оснащён 6,5-дюймовыми необслуживаемыми резиновыми колёсами

Едва ли не самое сложное при освоении «гиродоски» — стать на него. Рекомендуется начинать тренировки где-нибудь в узком и длинном коридоре, где можно с двух сторон опираться на стены руками.  Ещё вариант — воспользоваться поддержкой другого человека (а лучше — двух человек). Дело в том, что если при «запрыгиваниии» на доску поставить стопу на педаль не идеально горизонтально, а чуть под наклоном, то колесо сразу начинает вращаться и уводит устройство в сторону. Поэтому вторую ногу нужно ставить очень быстро, практически одновременно с первой. Снимать ноги с доски тоже нужно практически одновременно. Кстати, без нагрузки гироборд не поедет — электропривод активируется только в том случае, если поставить ногу на «педаль».

Возможен и такой вариант: вначале обучающийся становится обеими ногами на «гиродоску», занимает правильное и устойчивое положение, и лишь после этого тренер (либо просто помощник) нажимает кнопку включения аппарата. Очень важно обучаться на ровной горизонтальной поверхности, без трещин и бугорков.

Первые 5 минут держать равновесие и ехать на гироборде достаточно сложно — и вот тут может пригодиться помощь второго человека или какая-либо опора (допустим, стена в коридоре). Через некоторое время привыкаешь ездить без сторонней поддержки, а ещё через минут 20-30 (конечно, это субъективно, зависит от навыков пользователя) чувствуешь себя на гироборде вполне свободно и даже начинаешь выполнять некоторые фигуры «высшего пилотажа»: езда назад, разворот на 360°, движение по наклонным поверхностям. Вообще, управление Prologix K65A довольно чувствительное, любой наклон стопы, со стороны практически незаметный, увеличивает или уменьшает скорость вращения колеса. Это, кстати, одна из причин, почему на таком аппарате очень непросто ехать длительное время на максимальной скорости, особенно по неровной поверхности. Дело в том, что даже минимальное изменение положения стопы, вызванное например шероховатостью дороги, приводит к изменению скорости вращения одного из колёс и гироборд, соответственно, изменяет вектор движения. Но ведь тело гиробордиста по инерции движется строго вперед… в результате приходится сбрасывать скорость, либо соскакивать с гироборда.

В целом принцип управления аппаратом следующий:

  • необходимо стать обеими ногами на платформу и при этом немного согнуть ноги в коленях;
  • для езды вперёд следует перенести вес на носки ног, тем самым чуть наклонив педали;
  • чтобы повернуть, необходимо чуть повернуть одну из педалей вперёд, а вторую — назад. Тот же принцип используется для разворота.


Первые секунды опытного лыжника и конькобежца на гироборде. Обучение прошло практически без посторонней помощи


Через 10 минут после начала обучения гиробордист чувствует себя на доске уже довольно уверенно

Меры предосторожности

Не стоит ехать на большой скорости назад, если не уверен на 100% в том, что поверхность дороги совершенно гладкая. Дело в том, что для 6-дюймовых колёс хватит даже небольшого камешка или ямки чтобы «споткнуться», а соскочить с доски на ноги во время заднего хода довольно сложно. Если ехать вперёд, то препятствие на пути аппарата не настолько опасно — можно в любой момент соскочить и пробежать несколько метров, «гася» свою скорость.

Резкие повороты на большой скорости также опасны — если не подготовиться соответствующим образом, отклонившись в сторону центра поворота, то вы рискуете вылететь с борда.

У девушек обучение езде на гиробороде протекает более медленно и неуверенно. В этом ролике показан опыт езды через 5 минут после начала обучения


Через 20 минут после начала обучения уже неплохо получался задний ход и разворот на 360°

Клиренс и особенности вождения

Из-за небольшого диаметра колёс и жёстких шин без воздушных баллонов оптимальная поверхность для использования данной модели гироборда — гладкая плитка, паркет, линолеум, максимально ровный асфальт и прочие подобные покрытия. ФЕМы и старый неровный шероховатый асфальт для катания не рекомендуется — «споткнуться» можно на любой трещине или ямке, которую, например, велосипед погашает без проблем.

Из-за низкого клиренса даже небольшой камешек может стать серьёзной преградой

Из-за низкого клиренса даже небольшой камешек может стать серьёзной преградой

В принципе, можно ехать и по неровной поверхности, но очень медленно и осторожно, тщательно объезжая каждое препятствие. Особенно опасно, если в ямку или трещину попадёт только одно колесо — на большой скорости гироборд может просто развернуть и «наездник» вылетит с доски под воздействием центробежной силы. Кроме того, на шероховатом и неровном асфальте динамика езды совершенно не та. Прежде всего, выше сопротивление качению, поэтому гироборд медленно набирает скорость.

Не особо крутые подъёмы до 5-6° гироборд одолевает без проблем и почти на крейсерской скорости. Если подъём более крутой, порядка 8-10°, то аппарат берёт его натужно, а без разгона может и не вытянуть. Когда до заветного «перевала» вам осталось всего несколько метров, а двигатель уже не тянет, то можно применить следующий стиль вождения. Необходимо небольшими рывками с места, разгоняя двигатель на полную мощность (для чего наклонять ступни ног вперёд), продвигаться вперед на 1-2 м, как бы выбрасывая вперёд гироборд ногами. Со стороны эту будет выглядеть так, будто вы делаете замедленные прыжки с места в длину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как упоминалось выше, из-за небольшого диаметра колёс бордюр или порог высотой всего 1-2 см могут стать серьёзной проблемой для данной модели. На высокой скорости на такой бордюр точно не стоит въезжать, на малой — тоже может быть проблематично. Лучше всего преодолевать подобное препятствие следующим методом: сначала медленно и плавно заезжаем на бордюр, допустим, правым колесом, фиксируя левое (гироборд при этом разворачивается вокруг своей оси против часовой стрелки), затем заезжаем левым колесом, фиксируя правое. Выполняя подобные трюки, можно полагаться не только на электропривод, но и помогать мускульной силой ног, как бы выбрасывая вперед сначала правую ногу, а затем — левую. Вообще, с опытом привыкаешь без проблем преодолевать различные неровности дороги.


Модель Prologix K65A очень маневренная и быстро набирает скорость

Как долго можно ехать?

Аккумулятор — это сильная сторона устройства. Запас хода очень существенный и вполне соответствует обещанным паспортным данным. С полным зарядом батареи при температуре примерно -1°С гироборд отъездил 2 часа практически беспрерывно, причём по местности с различным рельефом: несколькими достаточно длинными подъёмами под горку, резкими разгонами и торможениями. Только после этого загорелся красный индикатор, что означает запас заряда менее чем на 20%. Однако аппарат всё ещё нормально работал, в том числе «тянул» и под крутую горку. Стоит отметить, что при спуске с горы батарея подзаряжается.

Заряд батареи занимает около 2 часов. Слева от гнезда электропитания расположена кнопка активации

Заряд батареи занимает около 2 часов. Слева от гнезда электропитания расположена кнопка включения

Производитель обещает запас хода около 20 км и если ехать равномерно по ровной горизонтальной дороге, то такое расстояние преодолеть наверняка вполне возможно. Вес аппарата не превышает 10 кг, когда батарея разрядилась полностью — можно просто взять его под руку и отнести домой. Заряжается батарея очень быстро, не более 2 часов.


Когда уровень заряда аккумулятора снижается до 20% или ниже, начинает мигать красный индикатор

Резюме

Модель Prologix K65A — высокодинамичное и маневренное устройство. Аппарат очень быстро, буквально за пару секунд, набирает максимальную скорость и так же быстро тормозит. Управление очень чувствительное, но к нему довольно быстро привыкаешь. Конечно, учитывая качество покрытия наших дорог, этот гироборд сложно использовать как средство передвижения на работу и обратно домой, но зато это отличный электроскутер для драйва и получения максимума ярких эмоций.

Характеристики

  • Тип : гироборд
  • Колёса : 6,5″, резиновые, необслуживаемые
  • Мощность, Вт : 700
  • Вес пользователя, кг : до 100
  • Максимальная скорость, км/ч : 10-15
  • Дальность поездки, км : 20-30
  • Время полной зарядки, мин, : 60-120
  • Вес, кг : 10
  • Размер, см : 58,4х18,6х17,8

Редакция выражает благодарность сети магазинов MOYO за предоставленное для тестирования устройство.

Читайте также:

Большие надежды низкотехнологического смартфона

Електросамокати від Hyundai — мобільний транспорт для великих міст

Історія пневматичної пошти — того з чого зародилася ідея Hyperloop

Нам нужна новая наука прогресса