Данил Негриенко, CEO «Смарт Бухгалтерия» — о cloud-альтернативе для программ бухучёта

Вряд ли есть в мире предприниматели, которые так сильно не любят налоговую отчётность, как украинские. Всему виной запутанная система со множеством правил и исключений из них, кипы бумажных документов, отсутствие диалога в удобной форме с представителями госорганов — всё это не располагает к себе рядового бизнесмена, решившего вести учёт своими силами.

В помощь компаниям украинские разработчики создали онлайн-сервис «Смарт Бухгалтерия» — о его функциях, преимуществах и дальнейшем развитии отрасли fintech в Украине нам поведал СЕО проекта Данил Негриенко:

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/Негриенко-Данил-СЕО.jpg” parallaxbg=”off” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

— Расскажите, как и когда придумали проект, сколько времени прошло с момента возникновения идеи до появления рабочей версии?

Идея создать онлайн-бухгалтерию возникла после посещения налоговой в период подачи отчётности. Я с партнёром занимался разработкой сайтов в Донецке. Привлечённый бухгалтер вела учёт, подавала отчётность и платила налоги. Так получилось, что она заболела и мне пришлось сдавать декларацию в налоговую.

В коридоре налоговой было шумно и душно, атмосфера напряжённая и недоброжелательная, я потратил полдня, чтобы выстоять огромную очередь. Инспектор, которую я видел второй раз в жизни, была нервной и недовольной, несмотря на то что я принёс декларацию, в которой было задекларировано 300 тыс. гривен, и с этих денег мы должны были уплатить 30 тыс. гривен единого налога. Декларацию я сдал. Но под впечатлением, что предприниматели и бухгалтеры вынуждены регулярно сталкиваться с подобным отношением, решил изучить иностранный опыт по сдаче отчётности через интернет.

Оказалось, что в России есть отличный онлайн-сервис «Эльба», созданный компанией из Екатеринбурга. Ребята талантливо подошли к разработке, сделав простой продукт для предпринимателей. Мы встретились с разработчиками «Эльбы» и предложили адаптировать их продукт для украинского рынка силами нашей команды. Но в тот момент наш рынок им был неинтересен.

7–8 месяцев мы вынашивали идею создания классного продукта для украинских предпринимателей. Мы не мыслили категориями бухгалтерии, хотели автоматизировать подачу отчётности и бизнес-учёт, который все вели в тетрадках или в excel, избавить предпринимателей от рутины, связанной с ведением финучёта, созданием и отправкой документов контрагентам.

За несколько месяцев собрали команду. Мы наделали массу ошибок и наступили на уйму «граблей». Сначала начали разрабатывать продукт малыми силами, поэтому скорость разработки была низкой. Нам здорово повезло, что в 2012 году налоговая начала выдавать ключи электронной цифровой подписи бесплатно, это значило, что больше предпринимателей станут подавать отчётность через интернет. Нашли хороших партнёров — Институт информационных технологий, который на тестовых условиях предоставил нам криптобиблиотеки. Благодаря этому мы довольно быстро смогли реализовать функцию отправки отчётности через интернет.

В целом разработка заняла два с половиной года. Но, стремясь довести продукт до идеального состояния, мы затягивали с выходом на рынок. Летом 2015-го запустились в закрытой бета-версии, хотя продукт был готов раньше.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/на-смартфоне.jpg” parallaxbg=”on” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

— «Смарт Бухгалтерия» — это только сайт или есть и мобильные приложения?

Пока «Смарт Бухгалтерия» — это сайт, но с удобной мобильной версией, можно прекрасно работать с планшета и смартфона. Наша мечта — сделать мобильные приложения под три основных платформы — Аndroid, iOS и Windows. Но сейчас есть задачи более приоритетные, чем разработка приложений для смартфонов.

— Кто входит в команду проекта, кроме технических специалистов: бухгалтеры, экономисты? Возможно, консультировались с налоговиками, разрабатывая свои алгоритмы?

Конечно же, к разработке новых функций мы привлекаем экономистов, бухгалтеров и экспертов в сфере налогового законодательства. Благодаря им мы сумели сделать бухгалтерию понятной и доступной для предпринимателя: без специфических терминов и сложных расчётов. Эксперты постоянно консультируют разработчиков и тестируют сервис.

А вот при создании интернет-витрины мы руководствовались в первую очередь пожеланиями предпринимателей. Консультировались с ними, чтобы сделать всё максимально полезным, ведь через витрину (возможность продавать товары и услуги онлайн) они смогут деньги зарабатывать.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/Смарт.jpg” parallaxbg=”off” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

 

С контролирующими органами не консультировались, попытки были, но фидбека с их стороны не было. Сотрудничаем на общих основаниях, через запросы.

— К слову, хотелось бы больше расспросить Вас о сотрудничестве с госорганами. Украинские разработчики предпочитают работать в таких отраслях, которые позволяют свести к минимуму контакт с госаппаратом (вплоть до сознательного отказа от получения патентов). Почему вы выбрали такую сферу деятельности?

Собственно, эта сфера была избрана, чтобы помочь бизнесу как можно меньше сталкиваться с контролирующими органами. Если предприниматель сдаёт отчётность через интернет и ведёт учёт в системе, которая подсказывает ему, как делать правильно, чтобы не допускать ошибок и не нарушить налоговое законодательство, общение с контролирующими органами будет сведено к минимуму.

В процессе разработки были попытки контактов с контролирующими органами, но, как я упоминал выше, госструктуры тяжелы на подъём. В своё время мы выходили с предложениями к налоговой, чтобы нам предоставили тестовый полигон для тестирования механизма подачи отчётности, но никакой реакции не было. Всё, что мы получили от налоговой, — это описание форматов отчётов, которые ранее не были опубликованы. Сейчас, в частности, благодаря нам, эта информация доступна.

На наш взгляд, государство должно идти в направлении открытия определённых механизмов сдачи отчётности. Хотелось бы, чтобы коммуникации с госорганами были простыми и понятными, чтобы конечный пользователь, в данном случае налогоплательщик, получил хороший продукт.

— На данный момент самой популярной учётной системой в Украине является «1С». Как планируете конкурировать с «монополистом» бухгалтерской отчётности?

1С — прекрасная учётная система для большого и среднего бизнеса, к сожалению, ей нет аналогов среди украинских продуктов. Но для предпринимателя-физлица эта система сложна, и в ней много лишних функций, которые ему не нужны. К тому же, чтобы использовать 1С, требуются специфические знания, а не каждый предприниматель на упрощёнке может себе позволить привлечь бухгалтера. 1С — коробочный продукт, который устанавливается на компьютер. Можно, конечно, развернуть в «облаке», но всё равно у пользователей нет возможности контактировать с контрагентами внутри системы.

«Смарт Бухгалтерия», в свою очередь, — облачный сервис, где помимо ведения учёта можно сдавать отчётность и вести бизнес. В будущем у наших пользователей появится возможность коммуницировать через сервис, обмениваться электронными документами. Бумажные документы рано или поздно умрут, не будет необходимости передавать документы в распечатанном виде.

— Что ещё особенного в вашей системе?

Наше преимущество в простоте интерфейса, мы делаем бухгалтерию доступной и говорим с пользователями на понятном им языке. Все рутинные действия мы автоматизировали: у нас есть возможность импортировать банковские выписки — в системе автоматически создаются платежи, на основании этих данных заполняется книга учёта доходов и декларация. Довольно просто формировать первичные документы — контрагенты и товарные позиции подставляются автоматически в счета, акты и накладные. Созданный документ можно тут же отправить на электронную почту покупателю.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/мобильная-версия.jpg” parallaxbg=”on” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

 

Да, у нас нет ряда функций, которые есть в «1С». Но я не знаю предпринимателей, которые смогут позволить себе интеграцию 1С со своим клиент-банком или кассовым аппаратом. А мы в рамках «Смарт Бухгалтерии» реализуем это для всех наших пользователей. К тому же, помимо 1С придётся использовать дополнительные сервисы для подачи налоговой отчётности, а у нас это всё уже есть.

— Кто ваша целевая аудитория?

Сейчас наши пользователи — это предприниматели на упрощённой системе налогообложения, которые занимаются оказанием услуг. В будущем у нас появится возможность вести складской учёт, постараемся, чтобы это было так же просто и доступно, как и остальные функции. Это, безусловно, расширит нашу аудиторию.

Мы наблюдаем востребованность нашего продукта у бухгалтеров-аутсорсеров. Для них есть возможность добавить сразу несколько предпринимателей в один аккаунт и совместно с клиентами работать в системе, обмениваться информацией. Предусматривали отдельные возможности и для юрлиц на едином налоге, но законодатели настроены лишить их возможности работать на упрощёнке. Пока непонятно, сможем ли мы рассчитывать на эту аудиторию.

Поскольку мы хотим предоставить нашим пользователям возможность вести учёт и проводить оплаты в рамках одной системы, мы нацелены на продуктивное сотрудничество с банками. Также открыты для сотрудничества с консалтинговыми и аутсорсинговыми компаниями, предоставляющими бухгалтерские услуги.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/партнёры.jpg” parallaxbg=”on” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

 

— Поделитесь цифрами текущей статистики «Смарт Бухгалтерии»: сколько активных регистраций, посещений собрали уже?

Сервис был запущен в закрытой бете. Мы искусственно ограничивали количество пользователей, зарегистрироваться в системе можно было только по приглашению. А активных рекламных кампаний мы пока не проводили. Сейчас зарегистрировано порядка 400 аккаунтов, в которых ведут 287 предприятий. Такая разница в цифрах связана с тем, что был запущен сервис сдачи отчётности в контролирующие органы, где бухгалтерию не ведут, но бесплатно доступна подача отчётов, сформированных в других программах.

— Работа с финансовой отчётностью требует повышенной безопасности данных. Не раскрывая коммерческих секретов, — как реализована защита данных?

Для хранения пользовательских данных мы используем «облако» Microsoft Azure, а резервные копии храним в Amazon S3. Обе компании — лидеры в сфере безопасного хранения данных. Вся информация пользователей хранится в зашифрованном виде и мы не имеем доступа к ней.

Взаимоотношения с пользователями строим на принципах fair play. Привязывать к сервису никого не намерены. Поэтому обязательно реализуем возможность выгрузки данных из «Смарт Бухгалтерии», чтобы пользователь мог уйти с ними в другую учётную систему.

— Вы уже упоминали о затянувшейся разработке продукта, а с какими ещё трудностями столкнулись в процессе запуска? Что было самым сложным и как преодолевали препятствия? Чему научились?

Да, без сложностей не обошлось. Были дискуссии по поводу интерфейса, зацикленность на деталях, что на первых этапах снижало динамику работы. Когда поняли, что ошибок не избежать, а реальные пользователи помогут выявить их быстрее, запустились в закрытой бете для наших бета-тестеров.

 

Усложняют работу частые изменения в налоговом законодательстве. У нас в стране не бывает нормальных переходных периодов, нет времени перестроиться. В Швейцарии для увеличения налога на 0,5% в одном из кантонов в течение полутора лет проводили опросы, референдум, собирались экспертные группы. У нас никогда нет альтернативных вариантов и проработанных концепций, никто не рассматривает риски при принятии законов. Ряд вещей происходит спонтанно. От разработчиков такая нестабильность требует экстренного внесения изменений в уже написанный код. Но, пожалуй, мы уже научились оперативно реагировать на такие ситуации, не упуская из виду детали.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/интерфейс.jpg” parallaxbg=”off” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

— Близится конец года, поделитесь планами на 2016-й: каких результатов хотите достичь, что внедрить?

Если верить статистике, в Украине примерно 800 тыс. активных предпринимателей. Кто-то уже ведёт бухгалтерию в учётных системах, кто-то — в тетрадках, но однозначно есть аудитория, которой наш сервис будет интересен. Пока что в стране нет онлайн-продуктов, которые позволяют и учёт вести, и интегрироваться с клиент-банком и кассовым аппаратом, отчётность сдавать и бизнесом заниматься. Мы делаем всё, чтобы стать таким сервисом. В 2016 году дадим функции, с помощью которых наши пользователи смогут получить полноценный интернет-магазин с автоматизированным учётом товаров и формированием документов.

Также в планах реализовать поддержку банковских выписок и платёжных поручений всех украинских банков. Автоматизировать подачу отчётности, которая нужна предпринимателям с наёмными работниками. А также дать возможность вести электронную книгу учёта доходов. К концу 2016 года планируем начать разработку мобильных приложений.

— Наша традиционная просьба: Ваши пожелания нашим читателям

Не бойтесь запускать продукты с ограниченной функциональностью. Клиент сам подскажет, что ему нужно, какие возможности стоит разрабатывать, а на что не имеет смысла тратить время и силы. Не бойтесь конкуренции с лучшими, если выходите в сегмент рынка, где есть сильные игроки. Если вы идёте в направлении финансовых технологий, где всё динамично меняется, важно оперативно реагировать на изменения и запросы пользователей, чтобы всегда быть в тренде.

Мы открыты к сотрудничеству с разработчиками, которые делают fintech-стартапы для малого бизнеса. Готовы предоставлять API для обмена данными. Считаю, что только при интеграции веб-сервисов друг с другом возможно создать классные комплексные продукты.

Читайте также:

Як розпізнати чат-бота під час листування?

Роботи компаньйони — розвиток індустрії електронних домашніх тварин

Добірка українських Telegram-каналів для саморозвитку

Як краще зберігати свої паролі? Кращі менеджери паролів