Страны со странностями

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]

 

«Россия не должна обучать собственных программистов» — с таким заявлением на встрече Общественной палаты с научным сообществом выступил интернет-омбудсмен при президенте России Дмитрий Мариничев. Потому что чем больше «айтишников» обучим, тем больше их уедет, увезут с собой весь капитал, инвестиции и мозги. «Новая газета» на днях подняла просто-таки пласт перлов, который тут же стали активно обсуждать в соцсетях. И дело даже не в том, что одинокие голоса учёных о том, что нельзя «закукливать» научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) исключительно в оборонный бюджет, потонули в радостном и категоричном «догоним, перегоним, создадим свой Чебурнет со Спутником и Касперским». Дело в том, что на робкие доводы учёных к здравому смыслу чиновник, который в ответе за этот здравый смысл во взаимодействии науки, государства и технологий, сказал как отрезал: «во всём виноваты американцы», а чтобы они не были помехой российскому господству, нужен… военный контингент:

«— Или мы находимся в катализаторе военных отношений с Соединенными Штатами и говорим им, что мы новый источник силы. Но нужно понимать, что это означает пассивные или активные военные действия на территориях сферы влияния. Или пойдём путем большинства стран».

ІТ и Россия, которую мы не теряли

Т.е. чтобы развить российскую науку и технологии, надо воевать на Донбассе, бомбить Сирию и развязать Третью Мировую. Фон Браун и Опенгеймер до такого не додумались, а вот поди ж ты: клерк из правительства Медведева знает, как создать высококонкурентный ІТ-продукт «made in Russia» — надо просто в духе Жириновского долбануть ракетой «по пендосам» (кстати, никто не в курсе, почему агитаторы информационной войны так обожают оскорбительную кличку греков применять к американцам?). Дальше и вовсе феерия:

«— Я честно и открыто говорю — если вы хотите навредить стране, то вы должны вкладываться в подготовку IT-специалистов на территории РФ. Большего вреда произвести невозможно».

Да, вы только что прочли то, что прочли, с вашими глазами всё в порядке. «Яндекс», стартапы, очередной фонд не нужны Кремлю. Нужно больше танков, истребителей СУ и любителей умирать в чужой степи за «русский мир». Возможно, поэтому Юрий Мильнер инвестирует в китайские компании и зарубежные рынки; стартапы и R&D департаменты покидают РФ; а российский рынок второй год подряд не представляет собой даже практического интереса для обкатки идей (про экспорт идей и «железа» и вовсе говорить не приходится: хвалёный «убийца айфона» YotaPhone так и не вышел на рынок США якобы по вине китайских подрядчиков, но теперь уже и не выйдет — риторика выше просто не позволит этого сделать).

Пока украинские читатели комментировали явный бред, доносившийся с заседания очередных кремлёвских чиновников, они не заметили, что проблема намного шире, чем в одной отдельно взятой России. И если соседнюю страну поглотил механизм военной пропаганды, то нашу страну разъедает коррупция, списываемая на «обстоятельства военного времени».

Илья Кенигштейн, один из координаторов инициативы «Реанімаційний пакет реформ» в Украине, сотрудничающий также с Львовской мэрией и крупным ІТ-бизнесом, справедливо отмечает, что вытеснение иностранного капитала в сфере НИОКР продолжается и в Украине — причём ничуть не меньшими темпами, чем во времена диктатуры Януковича:

Илья Кенигштейн

Илья Кенигштейн

«— Оказывается, ещё с начала этого года, киевский R&D центр Samsung сократил в общей сложности более 50% своего состава. Было 1400, стало 600. Почти год назад Samsung R&D Institute закрыл свой офис в Харькове, переведя часть сотрудников в Киев. В харьковском офисе компании тогда работало около 500 человек. Я не очень понимаю, как в наших реалиях можно перевезти сотни сотрудников из одного города в другой — с семьями и квартирами, но не в этом суть. Объяснили это закрытие по-южнокорейски лаконично: “Samsung R&D Institute Ukraine объединяет два офиса в один в Киеве для повышения эффективности и синергии организации”. Реальная же причина, озвученая в сетях – боязнь войны. После чего, начались сокращения в киевском офисе. В итоге, за 7-8 месяцев, компания сократила штат с 1400 до 600 человек. 

Боязнь войны. 

Помогите разобраться. Я знаю, что Samsung первым среди глобальных ИТ-компаний, открыл в Украине R&D центр. Samsung первым в Украине перешёл на белую поставку своей продукции. Короче Samsung в Украине – нихрена не боится вообще ничего. Смелая компания. И довольно скрытная, подписывающая со своими сотрудниками жёсткие NDA, поэтому реальную причину массовым увольнениям мы вряд ли узнаем. Но я хочу понять одну вещь: как такое может быть, что в Израиле Samsung войны не боится, а в Украине – боится? Может тут дело не столько в войне, а в отношении правительства к собственным гражданам? Может всё дело в том, что правительственным генералам абсолютно по… что такое R&D, кто все эти синьоры с миддлами, и почему рыть траншеи их нужно отправлять с учетом переговоров с компанией, которая их наняла? Ну как это принято делать правительствами других стран. 

Ведь Samsung для них — это просто телек в спальне и смартфон у тёщи. Поэтому новость о сокращении R&D офиса украинского представительства мирового технологического гиганта, в парадигме их бытия никакой информационной нагрузки не несёт. В лучшем случае появится скучная причина набрать сисадмину и, ковыряясь в зубах, спросить: “Слышь Саня, а чё там за шухер с узкоглазыми?”»

В глазу у нашего соседа и вправду есть огромное бревно, которое видно издалека; неудивительно, что мы его видим — можно даже не включать телевизор, достаточно просто столкнуться где-нибудь в городе с людьми в «камуфляже» с усталым глубоким взглядом, едущими «туда» или «оттуда», куда большинство украинских ІТ-специалистов не попадут никогда (и слава Богу, наверное), и где присутствие «технологий русского мира» в виде «градов» и «смерчей» ощущается каждый день.

Но в нашем «государственном глазу» уже не просто соринка — там тоже начинают расти свои «брёвна». Из-за споров о структуре обновлённой системы налогообложения. Из-за наплевательского отношения к отечественной науке (которая при поддержке правительства и Минобороны в своё время «вытянула» Израиль в военные годы; а в Украине остаётся за краем интересов правительства, избранного теми же «айтишниками» и учёными, о которых предпочитают не вспоминать минимум до следующих парламентских выборов).

Может, пора перестать быть третьей «страной со странностями» после России «надёжного крымнашиста» Путина и Беларуси «бацьки» Лукашенко? Хотя бы пока ещё не закрылись оставшиеся R&D офисы компаний, способных дать стране тысячи рабочих мест, новые технологии студентам и менеджерам и миллионные поступления в бюджет.

 

Материал является авторской колонкой и может не совпадать с официальной позицией редакции.

Читайте также:

Тонкий еластичний і міцний, як сталь: чи може графен нарешті змінити наш світ?

У Гарварді створили «розумну» рідинувластивості якої можна програмувати

12 багатообіцяючих стартапів, які шукають методи боротьби з раком

Вчені винайшли «робота», який може змінювати форму: бути рідким і твердим