Выиграть войну в головах — задача для решения без танков и ракет

На Востоке нашей страны идёт война. Для западных дипломатов журналисты, чиновники и активисты используют термин «АТО», но мы все знаем, что это — война, начатая для уничтожения Украины как государства и украинцев как нации. Выиграть её силой танков, ракет и ценой жизни тысяч солдат и гражданских возможно. Но это даже наполовину не решит проблему, которая привела к тому, что российские военные и пророссийские террористы смогли взять под контроль наши города на Востоке.

Главная битва, которая нам ещё предстоит, — это сражение за то, что в головах. И её нельзя решить простым введением комендантского часа или сбором дополнительных средств на беспилотники, планшеты для армии или создание высокоточного оружия.

Война 2014-2015 годов — пожалуй, первый вооружённый конфликт в континентальной Европе, который выиграл телевизор. Не генералы, не десантники, не наёмники и откровенная гопота с оружием, не добровольцы и кадровые военные. Пропаганда, завёрнутая в очень примитивные апелляции к страху и стереотипам о «карателях», «бандерах», «распятых мальчиках», «католиках», «органах на продажу» — пропаганда, упакованная в яркую картинку, истеричные интонации ведущих, сдобренная поддержкой индустрии книгоиздания, кинематографа, интернет-медиа. Доктор Геббельс позавидовал бы медийному потенциалу Lifenews и «Телеканала Звезда» вкупе с книгами про «ужасы Майдана» на прилавках магазинов. У главного идеолога нацистов были всего лишь ламповые радиоприёмники и печатные станки для выпуска газет и листовок, — и он смог оправдать создание лагерей смерти и газовых камер едва ли не на десятилетие. Что может оправдать Дмитрий Киселёв и его «коллеги» по телевизору и сайтостроению — мы уже видим и знаем.

Одними «джавелинами» и системами залпового огня выиграть войну в головах не выйдет. Да, можно развенчивать мифы и фейки в интернете, атаковать онлайн-ресурсы террористов из «ДНР/ЛНР». Можно даже создавать информационные войска для контр-пропаганды. Но самая мощная контр-пропаганда скрывается в других, менее заметных деталях.

Глава холдинга «Интернет Инвест» Александр Ольшанский полагает, что надо было давно инвестировать больше средств в создание медиа, способных донести проукраинскую точку зрения до целевой аудитории — той самой, которая так легко приняла мифы про «правосеков, пожирающих детей» от российских телеканалов и сайтов. С запуском Национального общественного телевидения в конце апреля — начале мая первые шаги в этом направлении уже начаты.

Но помимо медийного противодействия важно реорганизовать гуманитарную сферу с применением новых технологий и новых задач, в число которых входит и противодействие распространению идей терроризма, сепаратизма и украинофобии среди молодёжи. Открытость и доступность образования, изучение истории, культуры и ценностей нации может в ближайшем будущем сослужить огромную службу в том, чтобы любители разнообразных «народных республик» и «закона АК-74» не смогли никогда в будущем составить большинство в украинском обществе.

У нас уже сделаны первые подвижки в сфере открытого онлайн-образования благодаря ряду платформ и образовательных инициатив. Но это — лишь первый шаг. Если сертификаты таких курсов и обучающих дистанционных программ начнут признавать вузы в качестве вступительных или выпускных экзаменов, появится стимул их проходить. Бесплатное онлайн-образование при поддержке государства — естественный способ показать преимущество законной системы управления государством и различными сферами жизни. Контент, который не просто «валит втупую» о том, как «воевали деды», а даёт ответы на вопросы и приучает людей к умению мыслить, анализировать, противостоять примитивным страхам и панике. На смену пропагандистской ностальгии по «великому СССР» — пропаганда современного технологического общества, где интеллект, уважение цифровых и личных прав, законности и Конституции являются ключевыми элементами бытия человеческого.

Людей в возрасте от 14 до 24 не загонишь в скучные лектории и пыльные конференц-залы. Зато при них всегда есть планшет, смартфон или ноутбук. И почти всегда — подключение к интернету. Обернуть результаты войны на пользу гражданского общества можно, лишь подкрепив силу оружия и героизм тех, кто стоит на переднем краю фронта, глубинными изменениями в гуманитарной политике. А затем — донести эти изменения через систему бесплатного онлайн-образования и привязанные к ней «социальные лифты». Чтобы власть переходила к тем, кто образован и способен брать на себя ответственность, а не просто готов брать в руки автомат. Автомат и интеллект могут дать больше, чем просто автомат — кто бы ни держал его в руках.

Есть и ещё один немаловажный момент, который не понравится ура-патриотам, однако его нельзя упускать из виду. Украина для внешнего мира сейчас выглядит либо как формальная часть «русской цивилизации» (потому что таковой её представляли 80 лет на внешней арене коммунисты, установившие свою диктатуру на нашей территории), либо как некая непонятная молодая страна, о которой до событий 2013—2015 годов никто толком не слышал. Оба стереотипа ошибочны. Интерактивные проекты с применением видео, сайтов, образовательных инициатив, мобильных приложений могут (и должны) показать Украину не как родину только лишь Степана Бандеры и Ивана Мазепы или каких-то князей киевских, о которых кроме историков в мире никто и не помнит, — а как страну, из которой вышли прославленные физики, конструкторы, исследователи, переводчики, первопечатники, художники, учёные, мыслители. У нас есть громадный пласт славного научного и технического наследия, который мы можем показать миру, а не только лишь пара-тройка лидеров национально-освободительного движения в ХХ веке. И на этом тоже стоило бы сделать акцент, если мы хотим «достучаться» до внешнего мира и получить его поддержку. Если мы хотим выиграть эту войну — и на фронте, и в головах.

Читайте также:

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Нам нужна новая наука прогресса