Стив Джобс метался в бешенстве, когда из-за публикации в интернете обычного путевого листа грузового судна СМИ преждевременно прознали о будущей презентации iPhone 3G. Это было в далёком 2008 году, и с тех пор в отрасли экспедирования грузов не происходило ничего интересного, отмечают в редакции TechCrunch. Несмотря на то, что всемирная система транспортировки грузов привлекает огромные средства, об этом мало говорят и предпочитают создавать новые технологии для чего угодно, но не для грузовых судов. Так было, пока не появился Flexport.
Открытые данные и Big Data помогают ускорить работу сервисов доставки. Flexport планирует сделать участников рынка грузоперевозок такими же мобильными и оперативными, как продавцы товаров в интернете. В этом году проект получил $26,9 млн инвестиций, а объём товаров, доставленных с применением технологий Flexport, вырос в 16 раз. Чем же так уникален этот проект?
Зачем вообще это надо
IT-специалисты добрались до индустрии доставки и фрахтования грузов, но мало кто из них на самом деле понимает, что подразумевается под «freight forwarding». Товар, который весит больше 150 кг, считается «грузом», и отправить его обычной почтовой посылкой не получится. Придётся воспользоваться услугами нескольких отдельных компаний, которые организуют доставку по суше, воде или воздуху, скажем, с завода в торговый центр, где продукцию увидят клиенты. Здесь и вступает в игру транспортная экспедиция, которая заключается в организации логистики с наименьшими финансовыми затратами, а также в максимально удобные для поставщиков сроки. Экспедиторы находят подходящие фуры, грузовые суда или авиатранспорт, который доставит ваш будущий холодильник или автомобиль точно в срок.
Для организации перевозок до последнего времени использовались таблицы Excel, электронная почта, факсы и даже бумажные накладные, — звучит дико в наш век электронных правительств и «умных» городов. Flexport собрал все документы в одну базу данных, с возможностью поиска по самым разным параметрам, отслеживанием груза и финансовым учётом. И главное: это программное обеспечение доступно бесплатно.
Дело в том, что Flexport также занимается доставкой грузов и знает о проблемах отрасли изнутри. Предлагая свою программу бесплатно, разработчики собирают огромный массив данных о глобальных транспортировках. Анализируя все данные, экспедиторы узнают новую интересную статистику: какие грузовые направления самые загруженные, а какие — напротив — не используются в полном объёме. Само собой, что с такими сведениями логистика ль Flexport становится быстрее и дешевле, чем предложения конкурентов, которые не могут посмотреть на карту перевозок со стороны.
Основатель и CEO компании Райан Питерсен (Ryan Petersen) поясняет, что новая система позволяет компаниям перенаправить сотрудников на более аналитический «фронт работ», хотя с некоторыми компаниями приходится по-прежнему использовать факсы и почту. Например, многие китайские грузоперевозчики отказываются модернизировать систему оформления грузов — и пока неясно, как с этим бороться.
В ожидании контейнера
К грузоперевозкам Питерсен пришёл случайно, через подработку. В подростковом возрасте они с братом часто покупали вещи по дешёвке в китайских онлайн-магазинах и перепродавали на родине, в США. В 2005 году он отправился в Китай и провёл 2 года, лично изучая «задворки» интернет-торговли и всю цепочку поставки товаров из КНР в Америку.
Скандал вокруг разоблачённого iPhone 3G подсказал Райану, что открытые грузовые декларации — это настоящий клондайк с данными о передвижении грузов по всему миру. Он учредил компанию Import Genius, которая собирала все доступные данные об экспедировании грузов. Стали очевидны постоянные задержки и простои контейнеров, лишние финансовые затраты и прочие неприятности, с которыми неизбежно сталкиваются экспедиторы. Но что делать с такой информацией, не было ясно, и работа компании зашла в тупик. Как вспоминает Питерсен, однажды его буквально осенило:
«—Всё это время главная проблема отрасли находилась прямо перед моими глазами. Организовывать грузоперевозки так тяжело и затратно, потому что нет удобной программы с единой базой. Сначала я думал, что нет удобного сервиса для транспортных деклараций. Но я ошибался. Для этой отрасли вообще не было удобных сервисов».
Два года ушло на получение разрешений от регулирующих органов, участие в инкубаторе Y Combinator, — и таким удобным сервисом для экспедиторов становится Flexport, единственный в своей нише.
В 2016 году сервис обеспечивает экспедирование грузов между 64 странами от более 700 клиентов, а средний годовой оборот грузоперевозок достигает $1,5 млрд. Ежеминутно на платформе Flexport кто-то куда-то транспортирует груз, объём которого приблизительно равен 2,5 млн игрушек и 400 тыс. единиц посуды. Среди инвесторов предприятия: First Round, Founders Fund, Felicis, Google Ventures, Box Group, Bloomberg Beta и Эштон Кутчер (Ashton Kutcher).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гулливер среди великанов
Питерсен не скрывает того, что в экспедировании грузов начал более менее разбираться спустя почти год, после начала ведения бизнеса в этой отрасли. Тем более удивительно, что технологическое первенство в данной сфере досталось сравнительному новичку, а не мировым лидерам перевозки (вроде FedEx и DHL). В Flexport считают, что конкурентам мешает именно их неповоротливость в вопросах внедрения инноваций. Райан рассказывает, что DHL потратила $15 млрд на покупку компаний из числа ТОП-3 в сфере перевозки грузов, потом ещё $960 млн ушло на разработку ПО совместно с IBM — но проект в итоге полностью закрыли, так и не получив удобный сервис.
Ближайший конкурент Flexport — стартап-единорог Expeditors, но там команда пока что не представила готового ПО, а лишь демонстрирует свои способности истратить миллиард инвестиций на стадии разработки. Есть и другие сервисы, но все они предлагают только часть из тех функций, которые доступны в программе от Flexport. Секрет успеха последней — объединение данных, полученных в процессе ведения логистического бизнеса, и собственного программного обеспечения. Flexport создали экспедиторы для таких же экспедиторов, основываясь на своём профессиональном опыте. Все остальные предложения на рынке, на сегодняшний день, — это ПО, созданное разработчиками для экспедиторов. Разница в качестве сервиса очевидна. Хотя и во Flexport реализованы пока не все те функции, в которых нуждаются карго-компании.
«Слабое звено» Flexport — это законодательное регулирование: сервису приходится работать по всему миру и оставаться в правовом поле самых разных стран. Кроме того, Питерсен со страхом ожидает исхода президентской гонки. В случае победы Дональда Трампа на поставки товаров из Китая будут наложены огромные сборы, — это один их главных пунктов предвыборной кампании одиозного республиканца.
Сейчас основной приоритет компании — внедрить алгоритмы искусственного интеллекта в своё програмное обеспечение. Например, алгоритм будет отслеживать регулярные поставки схожих товаров — и автоматически заказывать следующую партию. Так складские запасы компании будут регулярно пополняться, даже без необходимости дополнительно оформлять доставку грузов. Кроме того, Райан одержим идеей предоставить компаниям возможность проведения операций в 1 клик по принципу Amazon.
Президент Y Combinator Пол Грэм (Paul Graham) нахваливает Flexport:
«—Вы только представьте, какой огромный потенциал у этой отрасли. Сейчас экспедирование грузов составляет 15% мировой экономики напрямую, а косвенно влияет на все остальные 85%. Сложно назвать отрасль, которая не связана с транспортной. И весь этот огромный пласт неразведанной территории Flexport возделывает почти в одиночестве, потому что стереотипное мышление не позволило другим компаниям выйти на этот рынок».
Flexport — хороший пример того, как технологии завоёвывают новые отрасли, на первый взгляд, далёкие от IT. Недавно мы рассказывали об украинском проекте UABERRY, который внедряет технологии интернета вещей в сельское хозяйство — весьма перспективное направление для Украины. Впрочем, опыт этого карго-стартапа тоже может оказаться полезным для наших соотечественников.
Источник: TechCrunch