Как «скучный» стартап меняет мировую индустрию доставки грузов

Стив Джобс метался в бешенстве, когда из-за публикации в интернете обычного путевого листа грузового судна СМИ преждевременно прознали о будущей презентации iPhone 3G. Это было в далёком 2008 году, и с тех пор в отрасли экспедирования грузов не происходило ничего интересного, отмечают в редакции TechCrunch. Несмотря на то, что всемирная система транспортировки грузов привлекает огромные средства, об этом мало говорят и предпочитают создавать новые технологии для чего угодно, но не для грузовых судов. Так было, пока не появился Flexport.

«Зануда на триллион» — как «скучный» стартап меняет мировую индустрию доставки грузов

Открытые данные и Big Data помогают ускорить работу сервисов доставки. Flexport планирует сделать участников рынка грузоперевозок такими же мобильными и оперативными, как продавцы товаров в интернете. В этом году проект получил $26,9 млн инвестиций, а объём товаров, доставленных с применением технологий Flexport, вырос в 16 раз. Чем же так уникален этот проект?

Зачем вообще это надо

IT-специалисты добрались до индустрии доставки и фрахтования грузов, но мало кто из них на самом деле понимает, что подразумевается под «freight forwarding». Товар, который весит больше 150 кг, считается «грузом», и отправить его обычной почтовой посылкой не получится. Придётся воспользоваться услугами нескольких отдельных компаний, которые организуют доставку по суше, воде или воздуху, скажем, с завода в торговый центр, где продукцию увидят клиенты. Здесь и вступает в игру транспортная экспедиция, которая заключается в организации логистики с наименьшими финансовыми затратами, а также в максимально удобные для поставщиков сроки. Экспедиторы находят подходящие фуры, грузовые суда или авиатранспорт, который доставит ваш будущий холодильник или автомобиль точно в срок.

Визуализация:

Жёлтые точки — грузы, перемещаемые по океану, красные — авиатранспорт, белые — автомобили

Для организации перевозок до последнего времени использовались таблицы Excel, электронная почта, факсы и даже бумажные накладные, — звучит дико в наш век электронных правительств и «умных» городов. Flexport собрал все документы в одну базу данных, с возможностью поиска по самым разным параметрам, отслеживанием груза и финансовым учётом. И главное: это программное обеспечение доступно бесплатно.

Дело в том, что Flexport также занимается доставкой грузов и знает о проблемах отрасли изнутри. Предлагая свою программу бесплатно, разработчики собирают огромный массив данных о глобальных транспортировках. Анализируя все данные, экспедиторы узнают новую интересную статистику: какие грузовые направления самые загруженные, а какие — напротив — не используются в полном объёме. Само собой, что с такими сведениями логистика ль Flexport становится быстрее и дешевле, чем предложения конкурентов, которые не могут посмотреть на карту перевозок со стороны.

Основатель и CEO компании Райан Питерсен (Ryan Petersen) поясняет, что новая система позволяет компаниям перенаправить сотрудников на более аналитический «фронт работ», хотя с некоторыми компаниями приходится по-прежнему использовать факсы и почту. Например, многие китайские грузоперевозчики отказываются модернизировать систему оформления грузов — и пока неясно, как с этим бороться.

В ожидании контейнера

flexport-ryan-and-amos

Технический директор Flexport Эмос Эллистон (Amos Elliston) и CEO Райан Питерсен (Ryan Petersen)

К грузоперевозкам Питерсен пришёл случайно, через подработку. В подростковом возрасте они с братом часто покупали вещи по дешёвке в китайских онлайн-магазинах и перепродавали на родине, в США. В 2005 году он отправился в Китай и провёл 2 года, лично изучая «задворки» интернет-торговли и всю цепочку поставки товаров из КНР в Америку.

Скандал вокруг разоблачённого iPhone 3G подсказал Райану, что открытые грузовые декларации — это настоящий клондайк с данными о передвижении грузов по всему миру. Он учредил компанию Import Genius, которая собирала все доступные данные об экспедировании грузов. Стали очевидны постоянные задержки и простои контейнеров, лишние финансовые затраты и прочие неприятности, с которыми неизбежно сталкиваются экспедиторы. Но что делать с такой информацией, не было ясно, и работа компании зашла в тупик. Как вспоминает Питерсен, однажды его буквально осенило:

«—Всё это время главная проблема отрасли находилась прямо перед моими глазами. Организовывать грузоперевозки так тяжело и затратно, потому что нет удобной программы с единой базой. Сначала я думал, что нет удобного сервиса для транспортных деклараций. Но я ошибался. Для этой отрасли вообще не было удобных сервисов».

Два года ушло на получение разрешений от регулирующих органов, участие в инкубаторе Y Combinator, — и таким удобным сервисом для экспедиторов становится Flexport, единственный в своей нише.

В 2016 году сервис обеспечивает экспедирование грузов между 64 странами от более 700 клиентов, а средний годовой оборот грузоперевозок достигает $1,5 млрд. Ежеминутно на платформе Flexport кто-то куда-то транспортирует груз, объём которого приблизительно равен 2,5 млн игрушек и 400 тыс. единиц посуды. Среди инвесторов предприятия: First Round, Founders Fund, Felicis, Google Ventures, Box Group, Bloomberg Beta и Эштон Кутчер (Ashton Kutcher).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Гулливер среди великанов

Питерсен не скрывает того, что в экспедировании грузов начал более менее разбираться спустя почти год, после начала ведения бизнеса в этой отрасли. Тем более удивительно, что технологическое первенство в данной сфере досталось сравнительному новичку, а не мировым лидерам перевозки (вроде FedEx и DHL). В Flexport считают, что конкурентам мешает именно их неповоротливость в вопросах внедрения инноваций. Райан рассказывает, что DHL потратила $15 млрд на покупку компаний из числа ТОП-3 в сфере перевозки грузов, потом ещё $960 млн ушло на разработку ПО совместно с IBM — но проект в итоге полностью закрыли, так и не получив удобный сервис.

Ближайший конкурент Flexport — стартап-единорог Expeditors, но там команда пока что не представила готового ПО, а лишь демонстрирует свои способности истратить миллиард инвестиций на стадии разработки. Есть и другие сервисы, но все они предлагают только часть из тех функций, которые доступны в программе от Flexport. Секрет успеха последней — объединение данных, полученных в процессе ведения логистического бизнеса, и собственного программного обеспечения. Flexport создали экспедиторы для таких же экспедиторов, основываясь на своём профессиональном опыте. Все остальные предложения на рынке, на сегодняшний день, — это ПО, созданное разработчиками для экспедиторов. Разница в качестве сервиса очевидна. Хотя и во Flexport реализованы пока не все те функции, в которых нуждаются карго-компании.

68f09789fc69c30588141c7a371a21b92b9

«Слабое звено» Flexport — это законодательное регулирование: сервису приходится работать по всему миру и оставаться в правовом поле самых разных стран. Кроме того, Питерсен со страхом ожидает исхода президентской гонки. В случае победы Дональда Трампа на поставки товаров из Китая будут наложены огромные сборы, — это один их главных пунктов предвыборной кампании одиозного республиканца.

Сейчас основной приоритет компании — внедрить алгоритмы искусственного интеллекта в своё програмное обеспечение. Например, алгоритм будет отслеживать регулярные поставки схожих товаров — и автоматически заказывать следующую партию. Так складские запасы компании будут регулярно пополняться, даже без необходимости дополнительно оформлять доставку грузов. Кроме того, Райан одержим идеей предоставить компаниям возможность проведения операций в 1 клик по принципу Amazon.

Президент Y Combinator Пол Грэм (Paul Graham) нахваливает Flexport:

«—Вы только представьте, какой огромный потенциал у этой отрасли. Сейчас экспедирование грузов составляет 15% мировой экономики напрямую, а косвенно влияет на все остальные 85%. Сложно назвать отрасль, которая не связана с транспортной. И весь этот огромный пласт неразведанной территории Flexport возделывает почти в одиночестве, потому что стереотипное мышление не позволило другим компаниям выйти на этот рынок».

Flexport — хороший пример того, как технологии завоёвывают новые отрасли, на первый взгляд, далёкие от IT. Недавно мы рассказывали об украинском проекте UABERRY, который внедряет технологии интернета вещей в сельское хозяйство — весьма перспективное направление для Украины. Впрочем, опыт этого карго-стартапа тоже может оказаться полезным для наших соотечественников.

Источник: TechCrunch

Читайте также:

Від Facebook до Tesla — менш відомі співзасновники найбільших технологічних компаній у світі

Що таке Zero Waste та як змінити свої звички, щоб зменшити кількість відходів

Інтер’єр космічного корабля для комерційних польотів VSS Unity від Virgin Galactic

Як буде виглядати наша планета через 250 мільйонів років. Відео