Adult-экономика — кто стоит за самыми популярными платформами «для взрослых»

Будем откровенны: мы смотрим порно. Регулярно или время от времени, но все взрослые пользователи открывают специфические сайты, чтобы расслабиться или «просто посмеяться»; или «случайно нажалось»; или «я хотела посмотреть на ремонт в спальне». Порно образца XXI века — это масштабная индустрия с многомиллиардным оборотом в устойчивой валюте, сотнями тысяч рабочих мест и передовыми технологиями (мы знаем, что вы читали тот материал, хотя и не все из вас решились поставить Like). При этом мало кто знает в лицо или хотя бы по имени владельцев самых популярных «взрослых» сайтов, — а ведь их участие в онлайн-бизнесе и жизни пользователей едва ли меньше, чем Марка Цукерберга в работе Facebook.

Редакция TNW решила исправить такую несправедливость и выяснить, кто стоит за ведущими мировыми онлайн-площадками с видеоконтентом «18+». Как оказалось, задача не из лёгких: в современном обществе не принято во всеуслышание заявлять о том, что вы зарабатываете свои миллионы честным, но «клубничным» трудом.

Размер имеет значение

Часто можно услышать утверждение о том, что порноиндустрия принадлежит огромным корпорациям и специалисты из SimilarWeb решили выяснить, насколько они огромны на самом деле. Как оказалось, 10 самых популярных порносайтов принадлежат всего пяти компаниям, а MindGeek к тому же принадлежат ещё несколько ресурсов из рейтинга ТОП-50. Тройка лидеров выглядит следующим образом: XVideos, PornHub и xHamster.

similarwebstats

XVideos в декабре 2015 года зафиксировал 580 млн посещений, в среднем каждый пользователь оставался на сайте до 12 минут и просматривал по 12,5 страниц. Вместе с двумя другими ресурсами из верхушки рейтинга это составляет уже больше 1 млрд посетителей в месяц, учитывая только настольные компьютеры. Добавление мобильных устройств в разы увеличивает охват: самые популярные порноресурсы фиксируют до 100 млн посещений в день со смартфонов и планшетов.

Нет сомнений, онлайн-порно — это крупный бизнес с огромной аудиторией. Как любой другой, он существует в основном за счёт рекламы. Монополизация отрасли, о которой свидетельствует распределение по собственникам десятки самых посещаемых сайтов, не даёт развиваться новым участникам рынка и способствует укреплению позиций MindGeek. Как видим, всё точно так же, как в других, самых обыденных сферах хозяйственной деятельности.

Невидимые и неотслеживаемые

MindGeek может и доминирует в общем по количеству трафика всех её площадок, но самый популярный на сегодня XVideos принадлежит другому игроку. Ресурс зарегистрирован на польский холдинг WGCZ Holding — и если вы зададитесь целью найти о нём информацию на просторах сети, то наткнётесь разве что на упоминания о множественных судебных разбирательствах, в том числе, и против самой MindGeek. WGCZ также числится одним из регистрантов WebGroup-Limited.com, но сайта WGCZ-sro.com в интернете нет.

Авторы исследования пошли дальше и отыскали упоминание о Стефане и Деборе Пакод (Stephane Michael Pacaud, Deborah Malorie Pacaud), которые стоят за WGCZ Holding и имеют отношение к XNXX — №4 рейтинга самых посещаемых порносайтов. А значит, господа Пакод не случайные игроки рынка, а своего рода профессионалы распространения порноконтента.

У сайта XNXX история с владельцами тоже весьма запутанная: в них числится VLab Ltd из Гонконга со своими собственными отсылами к другим бизнесам Стефана и Деборы, и NKL Associates, которая часто выступает самостоятельной стороной в судебных разбирательствах. Сайт NKLAssociates.com не работает. В одном из завершённых судебных дел именно WGCZ выступал в роли владельца XNXX. Кстати, это дело холдинг проиграл.

Что из этого всего следует? Что несмотря на доступность и открытость данных, найти тех, кто непосредственно владеет главными «взрослыми» сайтами интернета очень сложно. Видимо, этому способствуют миллионы долларов, которые зарабатывают Стефан и Дебора Пакод. Единственное, что удалось выяснить журналистам TNW: владельцы XVideos проживают во Франции, ведут довольно замкнутый образ жизни и, судя по всему, абсолютно не завидуют популярности владельцев Amazon.com, YouTube или Telegram.

Седьмое место рейтинга популярности среди взрослых сайтов по версии SimilarWeb занимает Chaturbate с ежемесячным охватом около 117 млн человек, владельцем которого числится Multi Media LLC. Фирма находится в Orange County, штат Калифорния, руководство или какие-либо менеджеры по связям с общественностью интервью и комментарии не дают.

Ещё один владелец нескольких сайтов из ТОП-50 — компания IG Media. В уже знакомой нам манере, и тут администрация предпочитает скрываться, но при этом умудряется направлять журналистов по ложному следу. После нескольких ссылок на неработающие страницы удалось обнаружить некоего Igor Gens (IG Media), но на корпоративный сайт продавцов порно в интернете это мало похоже, согласитесь:

IGORGENS-1200x571

Один из редких примеров открытого управления порносайтом — венгр Георгий Гатьян (György Gattyán) и его компания Docler Holding, которая весьма открыто владеет ресурсом LiveJasmin. В рейтинге SimilarWeb этому сайту отведено десятое место, а ежемесячная аудитория достигает 140 млн.

Кроме онлайн-порнографии Гатьян управляет пророчествами в интернете на сайте Oranum.com, имеет ещё несколько разрозненных предприятий, в общей сложности обеспечивая работой около 1 тыс. человек. В 2013 году он открыл в центре Будапешта магазин элитной одежды, но уже спустя 2 года закрыл его, по слухам безвозвратно вложив в предприятие $65 млн. В 2014 году венгерское издание журнала Forbes назвало Гатьяна самым богатым и влиятельным человеком Венгрии.

index

Георгий Гатьян. Фото: gattyan.com

Самые популярные во «взрослом» интернете

10 самых популярных сайтов принадлежат всего пяти компаниям: WGCZ, Multi Media LLC, IG Media, Hammy Media и MindGeek. И следует учитывать, что эти компании владеют не просто самыми посещаемыми порносайтами. По охвату аудитории эти специализированные сайты стоят на одном уровне с самыми посещаемыми площадками из общих категорий.

PornHub принадлежит MindGeek, а сайтом с третьего места в рейтинге – xHamster – владеет Hammy Media с пропиской на Кипре и офисом в Барселоне, Испания. Представитель компании рассказал, что история проекта началась ещё в 2007 году, когда несколько друзей объединили усилия для создания удобной онлайн-платформы с порноконтентом.

Как раз в то время стремительно набирали популярность социальные сервисы Facebook и MySpace и в xHamster решили добавить функции для общения пользователей. По задумке разработчиков, это должно было помочь не только искать нужный контент, но и знакомиться с друзьями по очень специфическим интересам.

Чего никак не ожидали менеджеры порносайта, так это того, что их клиенты преуспеют не только в обмене фото и видео, но и будут создавать семьи, познакомившись со своей «половинкой» на форуме xHamster. Если взглянуть на цифры посещаемости, то этот факт не так уж и удивляет: ежедневная аудитория составляет от 23 до 25 млн пользователей, пик посещаемости наблюдается по понедельникам. Чем вам не сайт знакомств?

Хотя TNW получили комментарий от представителей ресурса, до «первых лиц» добраться не удалось. «Они простые, скромные парни, которые предпочитают оставаться в стороне» — всё, что удалось разузнать о тех, кто ежедневно завладевает вниманием, мыслями и деньгами 25 млн человек по всему миру. Как и в случае с XVideos, мы остаёмся в неведении, кто же зарабатывает на контенте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

История монополиста MindGeek

Что до MindGeek, у этой компании есть корпоративный сайт, но вы едва ли догадаетесь по его виду, что основной капитал предприятия поступает от взрослых онлайн-платформ. Изначально предприятие называлось Mansef, от имён его канадских учредителей Стефана Маноса и Оссама Юсефа (Stephane Manos, Ouissam Youssef). В 2013 году проект задумывался, как один из сотен ресурсов со ссылками на бесплатные порнографические фото и видео с многочисленными рекламными банерами. Но сайт быстро раскрутился и создал знаменитый ресурс Brazzers, собственную порностудию и прочие платные сервисы.

В 2007 году один из руководителей компании и брат Юсефа Мэт Киз (Matt Keezer) от имени предприятия Interhub запускает новый онлайн-проект PornHub. В руководстве в то время был также немец Фабиан Тильман (Fabian Thylmann), известный сегодня инвестор и бизнес-тренер, а в прошлом — разработчик программных алгоритмов для настройки онлайн-рекламы. В издании Spiegel Online так охарактеризовали этот проект:

«—Гик-компьютерщик, который разбирался в цифрах и базах данных умудрился создать уникальные инструменты для маркетинга и продвижения порнографии. Это ни в коем случае не выглядело сексуально, зато имело невероятный успех».

Тильман

Фабиан Тильман, фото: Twitter

В 2010 году Тильман выкупил компании, учредившие PornHub, за так и не озвученную сумму, но точно известно, что условия были исключительно невыгодны предпринимателю. К примеру, платежи были расписаны на 16 месяцев вперёд и если хоть одна ежемесячная оплата не проходила в срок — предприятие возвращалось к продавцам.

В таких неблагоприятных условиях новые владельцы решили не тратить время попусту и принялись приобретать или поглощать мелкие, но сколько-нибудь успешные порнопроекты. За несколько лет под руководством Тильмана возникла настоящая монополия порнографического контента. При чём не только дистрибуции, но и производства.

Кроме того PornHub стал чуть ли не единственным взрослым сайтом, который открыто рекламируется в печатных изданиях с необычной и смелой кампанией:

pornhub_ad_campaign_ideas_hashslush0

2-2

В 2013 году Тильман продал свою долю в компании исполнительным директорам Ферасу Антуну и Дэвиду Тассило (Feras Antoon и David Tassillo), а сам стал инвестором стартапов на самой ранней стадии развития.

Однако тот факт, что Тильман был причастен к порноиндустрии, до сих пор напоминает о себе. Отношения с прошлым бизнесмен комментирует так:

«—Из-за того, чем я занимался, мне встречалось бесконечное множество «закрытых дверей». И даже сегодня, занимаясь венчурными инвестициями, я время от времени сталкиваюсь со стереотипами из-за причастности к PornHub. Хотя сейчас это случается всё реже».

Сразу после ухода Тильмана новое руководство переименовало компанию в MindGeek и продолжило завоёвывать «взрослый» рынок, достигнув своего нынешнего монопольного положения.

PornHub недолго, но рекламировался даже на Таймс-Сквер. Фото: AdWeek

PornHub недолго, но рекламировался даже на Таймс-Сквер. 2014 год, фото: AdWeek

Пиратский вопрос

Как и любые другие монополисты, создающие собственный контент, MindGeek борется не только с конкурентами, но и с пиратами. Практически 100% авторских материалов той или иной студии появляется на сомнительных сайтах с бесплатным, хотя и небезопасным доступом. Охотников сэкономить находится достаточно, чтобы порностудии ощутили на себе падение прибыли.

Некоторые участники рынка наоборот, обвиняют ведущие корпорации в краже продукции небольших студий, которые снимают фильмы на собственные средства съёмочной группы, включая актёров.

Hammy Media регулярно отчитывается о борьбе с пиратством и удалении краденного контента на своих ресурсах. Недавно администрация заявила, что внедряет новое программное обеспечение, которые создаёт «цифровые отпечатки» для каждого видео и таким образом предупреждает повторную его публикацию.

Некоторые сайты блокируют возможность скачивания материала, даже по платной подписке, — в таком случае невозможно повторно загрузить видео в сеть, по крайней мере, в хорошем качестве. Сейчас усилия большинства игроков нацелены именно на борьбу с пиратами, которые ставят под угрозу финансовую целесообразность всей отрасли.

Индустрия, которая традиционно находится на передовой технологического прогресса, в которой задействованы сотни тысяч человек, а сотни миллионов ежедневно пользуются её услугами, даже сегодня, несмотря на пропаганду толерантности, предпочитает скрывать имена и лица своих главных игроков (равно как финансовые аспекты их деятельности).

Источник: The Next Web