Питер Тиль — о главных ошибках всех стартапов и полезных IT-монополиях

Соучредитель PayPal, руководитель хедж-фондов и первый внешний инвестор Facebook Питер Тиль (Peter Thiel) за свою многолетнюю деятельность в бизнесе имел возможность наблюдать как успешные компании, так и оглушительно провальные стартапы. В 2012 году он читал курс лекций в Стэнфорде, США, в рамках которого постарался передать студентам все свои практические знания о стартапах.

Лекции стали безумно популярными и были переведены на многие языки для ведущих университетов по всему миру. Книга «От нуля до единицы» авторства Тиля считается учебным пособием для менеджеров и предпринимателей новой волны. Редакция блога Asana собрала самые важные идеи Питера Тиля, которые, несмотря на свою простоту и очевидность, редко соблюдаются начинающими предпринимателями.

Peter-Thiel-Sept-2014-2-1

О чём следует думать в первую очередь, создавая успешный стартап

Что мне больше всего не нравится в книгах по бизнесу, так это строгий рецепт успеха, разбитый по пунктам: «7 (5, 8 или 10) шагов к успеху». Но правда в том, что не возможно сосчитать наверняка ваши шаги к успеху. Каждая возможность даётся в бизнесе, как и в жизни только раз. И следующий Билл Гейтс обязательно появится, но он уже не будет создавать операционную систему для ПК. Если вы просто пытаетесь копировать действия других людей, вы ничему у них не научитесь.

Повторение актуально для науки, но не для бизнеса

Для подтверждения успеха научного эксперимента его необходимо повторить, чем больше раз тест будет проведён с одинаковым результатом — тем выше гарантия успеха каждой новой попытки. В предпринимательстве такой приём не работает. Нет единой схемы движения к успеху, её нельзя передать последователям. Как же можно стать хорошим наставником для стартапов?

По собственному опыту могу сказать, что главные ответы находятся тогда, когда аудитория задаёт сложные вопросы. Сложные потому, что на них невозможно ответить честно или невозможно просчитать перспективу. Чем сложнее вопрос — тем более ценным окажется ответ. Мой любимый вопрос в интервью: «Расскажите факт, который соответствует действительности, но в котором очень редко с Вами соглашаются». Вы удивитесь, как много важных вопросов не задаются, соответственно, много важных ответов остаются неозвученными. В результате я пришёл к тому, что рассказывал студентам в Стэнфорде именно то, о чём как правило все молчат. И продолжил делать это в своей книге.

Почему мы врём сами себе о конкуренции

Я удивился, как много бизнесменов не понимают основных принципов здоровой конкуренции и чем она отличается от монополии. Так как человек по своей природе склонен к дистанцированию от неприятных фактов, он будет делать вид, что вовсе не является монополистом. При этом предприниматель, который не является монополистом, скорее всего будет всем рассказывать, что у него абсолютно уникальный бизнес и рано или поздно он всех превзойдёт (иными словами, станет монополистом). В конкуренции важную роль играет психологический аспект. Нам свойственно соперничать и то, как именно мы ведём борьбу, какими методами добиваемся поставленных целей многое может сказать о нас.

Но если компания действительно предлагает что-то уникальное, тогда я согласен, что это та монополия, о которой мечтает любой бизнес. Проблема в том, что многие считают конкуренцию и капитализм синонимическими понятиями, хотя на самом деле они практически антонимы. Возьмем к примеру Google. Что обеспечивает успех этой компании во многих разных отраслях? В своё время Google вывела на рынок услуги и продукты, равных которым на то время не было. Им не приходилось сражаться с сотнями и тысячами конкурентов, как каждому новому заведению в Сан-Франциско. Отличительная черта успешной компании: если вам удалось создать монополию, то у вас получится и всё остальное.

Стабильность важнее роста

Недостаточно быть только «первым Uber» в своей нише — надо стремиться стать ещё и «последним Uber». Многие предприниматели так увлекаются метриками роста и показателям увеличения прибыли, что забывают о главном: поддерживании стабильности. К тому же, основная прибыль достанется предприятиям в долгосрочной перспективе: три четверти самых успешных стартапов наших дней лишь к 2025 году начнут получать доход из прибыли на уровне их заявленной стоимости.

Но многие продолжают недальновидно фокусироваться на росте и прибыли прямо сегодня, потому что она ближе, понятней и чётче. На самом деле прочность и стабильность развития даже важнее роста. Сверхбыстрый рост нестабильного предприятия не приведёт ни к чему хорошему, это подтверждают примеры многих стартапов.

О глобализации и технологиях

Две главные составляющие прогресса в современном мире: глобализация как горизонтальное распространение успешных систем, эффективность которых уже доказана, по всему миру; технологии, когда акцент на создании новых вещей, превращении нуля в единицу; фокусируется на интенсивном вертикальном развитии.

За последние 200 лет человечество переживало периоды и глобализации, и технологий. Сегодня мы условно делим страны на развитые и развивающиеся, подразумевая, что последние копируют лучшие технологии развитых государств, воплощая принцип глобализации. Это так же означает, что в развитых странах сегодня не появляется ничего нового. Я считаю, что современные компании должны постоянно задаваться вопросом: «Как продолжать развивать развитый мир?».

О разнице между потребительскими и корпоративными предприятиями

Все проекты предпочитают стартовать с небольшого рынка. По мере развития стартапа его амбиции растут и он переключается на новые масштабы. Самая распространённая ошибка — нацеливаться на слишком большие рынки на начальном этапе становления предприятия. По моему мнению, это особенно актуально для потребительского сегмента. Кажется, что все подряд хотят выходить и завоёвывать глобальные рынки. Следует помнить, что нишевость более характерна для корпоративной отрасли.

Об Uber и самоуправляемых авто

Я думаю, что до тотального распространения беспилотных машин ещё слишком далеко, потому они могут вполне успешно продолжать развивать свой бизнес. Но я не вполне согласен с тем, что Uber обладает монополией на рынке перевозок.

О трендах в технологиях

Меня часто спрашивают о трендах в технологиях, потому что обществу удобней мыслить конкретными категориями и ориентироваться на них. Но я не люблю такие вопросы. Я верю в то, что все «главные тренды» переоценивают. Big Data, облачные технологии… Когда я слышу что-то, что похоже на «современный тренд» мне хочется закончить разговор. Если компания характеризует себя как последователя главных трендов это означает, что она, скорее всего, не представляет из себя ничего интересного, на самом деле. Если вы создаёте что-то уникальное, объяснить это людям всегда очень сложно, и ни в какие тренды вы точно не впишетесь.

О монополии

Чтобы действительно стать монополистом надо иметь  уникальный товар или услугу. Я думаю, что с действительно неповторимым продуктом можно удерживать монополию в своём сегменте 20-30 лет. При условии, что ваш продукт не смогут сразу же скопировать и выпустить на рынок другие предприятия. Скажем, Facebook не была ни первой, ни единственной социальной сетью в интернете, но она первой ввела меры по верификации пользователей и обеспечению безопасности данных.

Как инвестора и бизнесмена меня привлекают монополии, но в определённый момент встаёт вопрос, насколько такое предприятие полезно для общества и экономики в целом. Законодательство старается контролировать монополии и не допускать злоупотреблений, но я думаю, что в отрасли современных технологий монополии не несут такой угрозы. К примеру, один производитель лидирует на рынке аудиоплееров, другой — в производстве гарнитуры и т.д.

О своей книге

В ней нет разоблачений, раскрытых секретов нечестной конкуренции и т.д. Я старался описывать истории преуспевающих компаний и сравнивать их с теми, кто потерпел неудачу; акцентировать на тех приёмах, которые работают в IT-отрасли и могут привести к успеху.

Одна из главных в моей книге — любая успешная компания является монополистом, а конкуренцией занимаются неудачники. В каком-то смысле, я переоцениваю соотношение сил на рынке. Я считаю, что хорошая бизнес-книга заставляет думать, а не выдаёт «готовые» идеи. Если бы все идеи и советы можно было собрать в одну книгу и неустанно им следовать, бизнес был бы очень лёгким. И очень скучным.

Источник: Asana

Читайте также:

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

30 низкобюджетных маркетинговых идей для бизнеса

5 брендинг-трендов в 2019

Ирина Пульвас, Zirity: «Наша цель – помочь более 10 000 000 людей найти идеальную оправу»