Тигр готовится к прыжку: В сентябре Китай собирается показать своё первенство Штатам

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать статью”]

В сентябре президент Китая Си Цзиньпин (Xi Jinping) впервые посетит США с официальным визитом; буквально накануне стало известно об официальном предупреждении из Вашингтона в адрес китайских компаний в сфере IT — их обвиняют в шпионаже и хакерстве с целью похищения коммерческой информации. Официальный Китай вместо оправданий решил предпринять нестандартный ход — и организовать технологический форум, в ходе которого американцам покажут собственные разработки Поднебесной.

23 сентября 2015 года в Сиэтле официальная встреча чиновников и бизнесменов обеих стран пройдёт при участии короля китайского мира технологий — Лю Вэя (Lu Wei), одного из крупнейших современных капиталистов Китая, визионера, инвестора и бизнесмена. Кроме него, за одним столом окажутся такие топ-менеджеры азиатского рынка, как Робин Ли (Robin Li) из Baidu, Джек Ма (Jack Ma) из Alibaba. А по другую сторону — президенты и CEO таких американских гигантов: Apple, Facebook, IBM, Google и Uber (по крайней мере, их пригласили поучаствовать в форуме; кто из них придёт, а кто откажется — узнаем ближе к самому событию). Источники The New York Times сообщают, что среди тех, кто точно планирует участвовать — глава Apple Тим Кук; а сам форум будет принимать корпорация Microsoft.

Официальные представители администрации Барака Обамы воздерживаются от комментариев, но не отрицают, что график форума и состав участников в определённом смысле «подгадали» к встрече лидеров Китая и США. Правда, в Белом Доме побаиваются, как бы встреча не подпортила имидж Штатов в качестве высокотехнологичного мирового лидера: китайцам есть что показать, и ряд их разработок в мире высоких технологий могут обогнать Кремниевую долину при должном финансировании.

В Сиэтле также ожидается встреча главы Китая и Билла Гейтса, причём деловой обед намерены провести перед визитом китайского лидера в Вашингтон.

Немногословные комментарии участников со стороны Китая дополняются полным молчанием от Microsoft, Facebook, IBM, Apple и других участников— очевидно, стороны намерены держать всё в секрете до последнего момента.

Прошедшие пару лет США и Китай находились в состоянии своего рода «Холодной цифровой войны»: китайские хакеры взламывали правительственные сайты и бизнес-порталы в США; США угрожали Китаю санкциями; Китай в ответ демонстрировал отчёты Сноудена о том, что американское правительство взламывает серверы китайских компаний для поиска компрометирующей информации.

Позиции официальных властей в США и Китае касательно ІТ-бизнеса отличаются. Если в Америке государственные комитеты и представители властей декларируют цифровой либерализм и приверженность интересам глобального рынка, то в Китае власти настаивают на жёстком внутреннем регулировании и на том, что иностранные компании должны подчиняться законам тех стран, в которых они работают.

Китай, заманивая своим рынком американских предпринимателей, техномагнатов и венчурных инвесторов, может оказаться «тигром, готовым к прыжку»: в обмен на доступ к рынку власти Китая вполне могут потребовать соблюдения внутренних правил (как это уже сделали в РФ, формально находящейся под санкциями, но тем не менее, обязавшей хранить данные своих граждан — пользователей иностранных сервисов — на серверах внутри страны).

Есть мнение, что форумом на «вражеской» территории лидеры бизнеса, политики и технологической индустрии Китая хотят добиться от американцев «дани уважения», что в сознании азиатского бизнесмена значит зачастую даже больше, чем просто успешная сделка или деловое партнёрство. В итоге могут дополнительно обнаружиться различия в восприятии правил ІТ-рынка между компаниями и официальными властями. И не исключено, что бизнесмены смогут договориться быстрее, чем правительства (хотя и часть компаний в США выступают за более жёсткие меры по отношению к Китаю, который пока не собирается снимать сетевую цензуру и контроль за ІТ-бизнесом внутри страны).

На фоне шаткого диалога между Азией и Америкой остаётся фактор нового законодательства, которое даёт Президенту Соединённых Штатов право вводить секторальные санкции против компаний и их топ-менеджеров, заподозренных в краже цифровых данных на территории США. Закон вступил в силу с апреля 2015-го и не направлен именно на Китай, но подразумевает санкции против Поднебесной в том числе.

Диалог по вопросам цифровой безопасности, снижения хакерской угрозы и либерализации цифрового законодательства в Китае поднимался неоднократно: в 1993-м, в 2006-м, в 2013-м. Пока особых подвижек в этом вопросе нет. Да, китайские власти перестали зачищать онлайн- и медийное пространство так яростно, как во времена после протестов 1989 года; но не снизилась роль цензуры, контроля и жёсткого регулирования процедур в сфере технологического бизнеса.

Прошедшие 9 лет многое изменили в сути самого ІТ-бизнеса в Китае. Пекин разработал собственную ОС для правительственных нужд — и ввёл запрет на Windows 8. В отношении ряда американских компаний были инициированы антитрастовые расследования. Бизнес-группы в США вынуждены отказываться от входа на рынок из-за множественных ограничений — а Китай тем временем создаёт собственные конкурентноспособные смартфоны и ПК без сторонней помощи. Для топ-менеджмента компаний из Долины проигнорировать форум — не вариант: китайский рынок крайне привлекателен, хотя и барьеры входа на него до сих пор существуют. К примеру, Google и Facebook заблокированы в КНР при помощи так называемого «Великого Китайского файерволла». С другой стороны, ряд китайских компаний из-за патентных споров или обвинения в экономическом шпионаже находятся под санкциями в США. Встреча на первом американо-китайском форуме может означать «таяние льда» между сторонами.

 

По материалам: nytimes.com

Читайте также:

Криза геймдева в Японії та вихід китайських інвесторів на ці терени

Shenzhen Zhongshuge: як влаштований найфантастичніший книжковий магазин у світі

Відповідь OpenAI: провідні проекти Китаю в галузі штучного інтелекту

Майнінг підвищує забруднення повітря та вартість електроенергії