Азия как новый технологический ориентир и альтернативный рынок

«Главред на злобу дня» сегодня предлагает поговорить об Азии, а точнее — о том, почему проектам и инвесторам из пост-советского пространства стоит обратить внимание на азиатские страны в сегментах fintech, e-commerce, hardware (и почему именно сейчас нужно это сделать).

Впереди планеты всей

Давайте скажем честно: азиатский рынок ІТ и сопутствующих технологий давно на годы обогнал по темпам развития ряд более продвинутых технологических стран; а Сингапур из бедной рыбацкой деревушки стал технологическим конкурентом Кремниевой долины. Центры развития технологий в этом регионе сосредоточены в Южной Корее, Китае и Японии, но неплохой потенциал демонстрируют Индия и Индонезия.

Причём векторы развития технологий здесь совершенно разные — от урбан-планирования, создания автономных эко-городов и внедрения технологий в работу городских велопарковок до экспериментов в области аппаратных интерфейсов и создания медицинских гаджетов на основе солнечной энергии. Рынок потенциальных сфер и проектов для инвестиций, совместного участия или проведения научных исследований здесь не ограничивается обычными рамками. Японцы, китайцы и корейцы умеют мыслить нестандартно. Приведу несколько примеров.

Исследователи университета Кейо, Япония, разработали технологию, которая делает «прозрачными» автомобили на дорогах, позволяя водителю успешно избегать аварийных ситуаций — во всём этом задействована дополненная реальность. В конце 2014 года правительство Японии объявило о начале работ по созданию национальной системы космического позиционирования, которая должна заработать к 2023 году на территории всей страны. Получаем собственную навигацию и систему контроля безопасности на дорогах — чем не рынок для развития и инвестирования проектов полуавтоматизированного городского транспорта? А может, этот транспорт вообще будет на электричестве — у страны есть планы собирать энергию Солнца на орбите Земли, накапливать и передавать её (Япония вошла в тройку лидеров мира по темпам использования возобновляемой энергии). По крайней мере, в Toyota уже запустили прокат городских электромобилей.

Интересуетесь инвестициями в компьютерное «железо» и серверные технологии, искусственный интеллект или связанные с ним проекты? Снова Азия: ещё в 2011 году суперкомпьютер K computer из Японии был на первом месте в списке 500 мощнейших машин мира. Сейчас этот суперкомпьютер осуществляет расчёт модели самой большой нейронной сети на сегодняшний день – предполагается, что его разработки лягут в основу систем искусственного интеллекта.

Интересует роботостроение? Посмотрите на разработки Honda и других производителей в области бытового роботостроения. Неисключено, что андроиды и киборги — не такая уж фантастика, если оценить возможности и фантазию азиатских конструкторов: были бы деньги, а армию дроидов они вам построят за несколько лет.

Хотите развивать технологический проект в сфере медицины? И здесь у азиатского рынка есть своё преимущество: пока в Европе и США эксперименты с выращиванием клеток и тканей «заморожены», в Азии создают искусственные ткани и мышцы, которые можно «подключать» к нервной системе, поднимают вопросы регенерации человеческого организма и развития биотехнологий.

Вы не стремитесь сделать переворот в ІТ и всего лишь поставили разработку мобильных приложений «на поток» как студия или компания? Ещё в 2013 году японский рынок побил все рекорды по темпам покупки и установки мобильных приложений — настоящий рай для разработчика смартфонов (учитывая специфику интерфейсов, конечно же).

И даже в сфере электронной коммерции вам вряд ли удастся найти рынок с большими объёмами, чем азиатский — один только Китай чего стоит. Помимо оборотов и прибыльности, в местном e-commerce открыты к инновациям в доставке. Правда, прежде чем выходить на китайский рынок, придётся хорошо изучить психологию местных потребителей, но потраченные время и усилия окупятся.

Оборонная сфера? Тоже есть: мало кто экспериментирует, к примеру, с лазерным оружием (кроме США).

Hardware? Они даже серверы собирают на основе 100% своих комплектующих и дошли до реализации квантового искусственного интеллекта.

Как видите, инвесторам и партнёрским студиям / подрядчикам здесь есть где развернуться, — было бы желание.

Не-Россия

На прошлой неделе мы подробно разбирали, почему потеря российского рынка для украинских стартапов не так уж болезненна, как может показаться на первый взгляд. Любопытно, что и для самих российских инвесторов Азия кажется куда привлекательнее родной страны. Российский фонд Life.SREDA планирует инвестировать до $90 млн в азиатские финтех-стартапы в ближайшие шесть месяцев. Немалая сумма за сравнительно небольшой срок, согласитесь.

Из-за событий в Крыму и на Донбассе российский рынок всё ещё терпит давление, а инвесторы пытаются мягко вывести свои деньги из-под удара. Стартапам из Сингапура, Малайзии, Индонезии, Вьетнама, Таиланда, Филиппин и Гонконга сейчас самое время искать капитал на внешнем рынке, а тем, кто раньше рассматривал пост-СССР — вкладывать в динамично растущий рынок за пределами России и соседних с нею стран (где пока бушует экономический кризис и растут риски).

Трудолюбие и нишевость

Об азиатском трудолюбии, ответственности и преданности делу ходят легенды. Кроме того, они охотно подчиняются реформам, которые проводятся руководством «сверху». Именно так Сингапур, представлявший собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок, из аграрного отсталого оккупированного клочка территории стал образцом экономического чуда.

Сочетание упорства, готовности работать на результат, жёсткой корпоративной культуры и множества ниш, которые заполняют азиатские стартапы и hardware-мастерские (да, зачастую компании, производящие комплектующие для проектов на Kickstarter или Indiegogo — это мастерские в промышленных зонах) — все эти компоненты делают рынок стран Азии интересным местом для экспериментов с высокой вероятностью коммерческого успеха.

Низкая себестоимость и огромный рынок потенциальных покупателей (мобильники и смартфоны в одном только Китае и Индии могут дать вам доступ к десяткам миллионов покупателей услуг и сервисов) лишь дополняют кадровую и технологическую базу. Вопрос только в деньгах и в грамотном планировании сроков, затрат и логистики, поставок и производства.

Как видите, есть минимум три ключевых позиции, по которым Азия именно сейчас — на фоне военных конфликтов и экономического кризиса — интересна и как площадка для инвестиций, и как целевой рынок для запуска на нём собственного продукта. Выбор за вами.

Читайте также:

Як може зміниться навчання? Масштабний експеримент Китаю в сфері освіти

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

Перенаселення Землі: шляхи вирішення проблем. Частина 1

Чи це кінець ресайклінгу?