Алёна Дегрик, LeoGaming: «К Украине есть интерес с лёгкой настороженностью»

Пожалуй, все участники украинского рынка электронной коммерции без заминки назовут главную проблему отрасли — чрезмерная зарегулированность. Из-за этого в Украине не могут начать полноценную работу международные системы (привет, ситуация с PayPal), а те, кто мог бы работать, относятся к украинскому рынку с опаской. Но ситуация не безнадёжна, а впечатление, которое наш рынок производит на зарубежных коллег, зависит от украинских компаний, предоставляющих свои услуги пользователям из других стран.

Одной из таких компаний является LeoGaming, ответственная за приём платежей для пополнения счетов пользователей в онлайн-играх. Мы расспросили Алёну Дегрик, CEO компании, об отношениях с зарубежными партнёрами, положении дел на украинском рынке электронных платежей и о трендах в онлайн-гейминге:

124457657253759

— Что изменилось на украинском рынке оплаты онлайн-игр в 2016 году?

В первую очередь, изменился сам рынок, в целом. Изменения произошли в структуре приёма платежей: это и появление новых методов их приёма, и принципиально новые решения для разработчиков и дистрибьюторов игрового продукта.

Нельзя не упомянуть о том, что изменения во многом зависят от реформ, которые проводит государственный регулятор в банковском секторе – ведь для работы с таким динамическим и стремительно развивающимся рынком, как игровой, необходима отлаженная работа финансовых институтов. Раньше в Украине присутствовали три электронные валюты. Теперь их стало на одну меньше, у клиента сократилось количество вариантов для выбора. И общая тенденция указывает на дальнейшее уменьшение числа игроков финансового рынка страны.

Тем не менее, такое укрупнение не повлияло на объём «потребительской корзины» игровых платежей – люди, как и раньше, играют и продолжают использовать наиболее привычные способы оплаты, но уже выбирают из доступных. Даже наоборот – по нескольким популярным сервисам мы видим стабильный рост, и нет причин для его прекращения.

Мы приветствуем решение участников финансового рынка Украины «выходить из тени» и быть легальными. В свою очередь, наша компания всегда предоставляла финансовые услуги, в соответствии с законами. 17 декабря 2015 года наша финансовая компания «Леогейминг Пей» получила лицензию НБУ на осуществление переводов денежных средств в национальной валюте, без открывания счетов. В дальнейшем мы планируем регистрацию своей платёжной системы. И, забегая наперёд, мы уже определились с расчётным банком.

— Расскажите о продвижении вашей компании на зарубежных рынках

Естественно, head-office LeoGaming находится в Киеве – и менять это в наших планах нет и не было. Украинский рынок для нас, по-прежнему, имеет приоритет №1, где мы и есть – №1. Однако для компании важен рост, а значит, и работа за пределами своей Родины. Наиболее перспективным для нас является американский рынок.

В последние несколько лет в США процветают крупнейшие издатели и разработчики игрового продукта. И тем, и другим, совместными силами, удалось создать из игр – как онлайн, так и офлайн, – огромную нишу с постоянно растущим спросом и качественно организовать продажи внутри неё. Мы хотим наладить активную работу в рамках этой экосистемы и сделать её возможности доступными нашему рынку.

— Как зарубежные разработчики относятся к украинскому рынку онлайн-игр?

Украина была и остаётся вторым по величине рынком среди постсоветских государств, по количеству играющей аудитории. Конечно, нужно понимать, что СНГ – это отдельный регион со своими особенностями работы. Здесь и возможностей куда больше – низкая конкуренция и целые ниши, готовые к тому, чтобы их открыли. Потому отношение можно назвать не иначе, как «очень активный интерес, с лёгкой настороженностью».

По первой части фразы понятно, но что же с «настороженностью»? Всё просто: главная цель каждого разработчика или дистрибьютора какой угодно онлайн-игры – «продвинуть» свой продукт здесь. Для этого ему необходимо наладить дистрибуцию с качественным покрытием своей платёжеспособной аудитории и наладить юридическую сторону работы. С этим, порой, бывают сложности, и цель LeoGaming – нивелировать последние, превращая их в выгоды и возможности.

Большинство крупных игровых проектов, так или иначе, работают в Украине, а те, что нет, изучают степень своей выгоды от начала работы. Мы же активно работаем над тем, чтобы показать все преимущества региона.

FanArt-2

— Каковы главные препятствия для развития e-commerce в Украине? Как можно от них избавиться?

Прежде всего, необходима дерегуляция Нацбанка Украины валютообменных операций. Второе – упрощение регистрации платёжных систем. Особенно актуально это для международных сервисов – на ум сразу же приходит ситуация с PayPal, абсурдная как для бизнеса, так и для пользовательского сектора.

Практически каждый игрок украинского e-commerce нуждается в работе с PayPal, и это ведь не только «боль» фрилансеров IT-сектора, а реальная необходимость для работы со многими серьёзными компаниями, в том числе, игровой индустрии. Apple Pay, Samsung Pay, Google Wallet – чем больше возможностей, тем привлекательнее рынок.

Следующий момент – внутренняя политика: о ней написана тонна постов в Facebook и сказаны мегабайты реплик после каждой новости об очередном нелегальном обыске. Резюмируя, скажу: сейчас IT- и fintech-компании развиваются не «благодаря», а «вопреки». Развиваются, несмотря на все «но» и ничем не обоснованные «нельзя». Когда многочисленные регуляторы осознают, что наше развитие – это не угроза чьим-то интересам, а прогресс для всей страны в целом – проблема решится сама собой.

— Должны ли крупные e-commerce-разработчики участвовать в разработке законов для этой отрасли?

Конечно, я бы сказала, обязаны. Это прямое капиталовложение в себя – продвигая и разъясняя пользу тех или иных законопроектов, мы делаем очень многое для их превращения в действующий закон, а значит, и расширяем своё пространство для возможностей.

Мы регулярно получаем приглашения поучаствовать в обсуждении и разработке законопроектов, так или иначе касающихся монетизации онлайн-игр. Прежде всего, это методы оплаты: легализация новых платёжных систем и кошельков, расширение возможностей для уже работающих. К сожалению, уникальность ситуации в том, что чем больше обсуждений вокруг того или иного проекта, тем дальше становится последний от выхода из комитетов и попадания в повестку дня Верховной Рады. Здесь нужны решительные действия со стороны законодателей – депутатов ВР, прежде всего тех, кто знаком с e-commerce не понаслышке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

— На Ваш взгляд, как можно приучить украинцев к платным играм?

Слово «приучить» будет не совсем корректным. В нём и заключается основная причина того, что Украина который год оказывается лидером «списка 301», а это совсем не та пальма первенства, которую стоит держать в руках. Пользователей не следует заставлять, им нужно показывать полную картину прав и обязанностей каждого.

С одной стороны, аргументы «у меня нет денег» или «они и так зарабатывают миллионы» должны стираться простой истиной: каждая единица товара имеет свою себестоимость и затратную часть. Клиент – и не важно, игрок он, кинозритель или же меломан – должен понять, что он так делает не один. Скачивая пиратскую игру, он ворует не у других, а прежде всего, у себя – разработчик его любимой игры не откроет офис в стране, где его игру не покупают. Не возьмёт его, или его друга на работу. Не заплатит налоги в госбюджет, из которого, в очередной раз, не получат достаточно средств школы, больницы и коммунальные службы.

С другой – есть возможности, которые открываются. Если игры покупают, то продавец будет заинтересован в том, чтобы продажи росли. Акции, бонусы, программы лояльности, скидки, развлекательные офлайн-мероприятия – для маркетинг-возможностей игровой индустрии нужно проводить отдельное интервью. Всё это пользователь получит, если будет «играть по правилам». Отличный стимул, правда?

— Расскажите о сотрудничестве LeoGaming с волонтёрским проектом iGov и о возможностях, которые он даёт

Мы стали участниками волонтёрской инициативы, прежде всего, по приглашению Дмитрия Дубилета – идейного вдохновителя и создателя iGov. Мы поделились опытом работы с платежами, выделили специалистов и на разных этапах помогли удачно реализовать несколько пунктов плана разработки iGov.

Я сторонник концепции «бизнеса с человеческим лицом», и LeoGaming работает именно на таких началах. Доверие инвесторов и экономический прогресс достижимы лишь совместными усилиями. Проект iGov стирает влияние прослойки коррупционных чиновников и создаёт условия для прозрачного и честного бизнеса. Любого человека больше нельзя будет заставить «решать вопрос» — он сможет получить документы, зарегистрировать бизнес без лабиринтов и схем, которые не только ежегодно лишали казну миллионов гривен, но и делали куда хуже – лишали людей инициативы и веры в то, что бизнес можно вести честно. Крупный капитал уходил за границу, средний — терял пульс развития, а малый бизнес разорялся. Давно пора остановить это: создать новые и максимально упростить существующие операции в интернете для украинских пользователей. В особенности, платёжные.

Мы понимаем, что никто, кроме нас – всех нас – не сделает страну лучше, а окружающую действительность ближе к тому уровню жизни, который принято называть «как в Европе». Мы и есть в Европе, всегда там были, есть и будем. Условный штамп можно поставить в любое время, и только нам решать, на чём именно: яркой, но пустой листовке, чистой странице, или же на готовых решениях и ощутимых результатах работы.

— Как стимулировать украинских разработчиков перейти от аутсорсинга к созданию собственных продуктов?

Аутсорс и производство своего продукта не исключают друг друга, а лишь диверсифицируют рынок. Да, украинские спецы имеют репутацию аутсорсеров – и эта репутация заслуживает уважения. Мы лучшие во многих отраслях, а наших специалистов ценят «продуктовые» компании. В основном, деньгами, и часто с большой экономией для себя. Но, как и любой хороший наёмный работник в любой сфере, по достижении определённого уровня (и нет, я не об онлайн-игре говорю 🙂 ) компания или человек хочет создать что-то своё. Мы уже создаём крутые и конкурентные IT- и fintech-блага, и это лишь начало.

93346157603840

Другой вопрос – всё чаще такие блага создаются «не дома». Ситуация далека от совершенства, так как последние 2 года эмиграция IT-сектора из Украины катастрофически растёт – по понятным причинам, которые я озвучивала ранее. Правительство, конечно, пытается создать условия для того, чтобы отечественные компании-разработчики оставались в Украине, а не увозили свои идеи в страны с более мягким бизнес-климатом. И мы ведь знаем, что «там» эти идея воплощаются, работают и приносят пользу.

Рынок там, где есть доходность. Новые лица придут, а нынешние останутся лишь в том случае, если на себе почувствуют реальные шаги по либерализации рынка e-commerce и IT. Мы видим опыт Львова, Днепра, Черновцов, которые обогнали Киев по комфорту для IT-специалистов. Здесь нужно пожать руку местной власти, но и напомнить, что чем меньше обысков и давления – тем сохраннее умственный потенциал страны, открывающий для Украины стремительно наступающее будущее.

— Выделите основные тренды, которые будут наблюдаться на рынке программных разработок до конца 2016 года

Цель большинства IT-проектов – кроме очевидной прибыли – это повышение эффективности человеческого ресурса, на всех уровнях: от бытовых благ – до роста «разработок ради самих разработок». Это и есть главный неоспоримый тренд 2016 года. Человек дополняет и расширяет свои возможности с помощью программ: мы становимся мобильнее, активнее, многозадачнее. Предложение под этот спрос будет лишь расти.

Говоря об играх, нельзя не вспомнить о VR-технологиях. Аппаратная разработка открыла новую нишу для гейминга, которую начинают заполнять «капитаны бизнеса». Виртуальная реальность требует от пользователя серьёзных финансовых вложений в «железо», а потому должна по-настоящему сильно заинтересовать продуктами. И в 2016 году нам предстоит увидеть, получит ли клиент то, чего желает.

Читайте также:

Головні тренди 2023 року за версією Trend Hunter: технології

10 технологічних трендів українського рітейлу після війни

Почему всё больше компаний выбирают аутсорсинг

Политическое расфрендживание